Слова на А. Слова на Б. Слова на В. Слова на Г-Д. Слова на Е-Й. Слова на К. Слова на Л. Слова на М. Слова на Н-О. Слова на П. Слова на Р. Слова на С. Слова на Т-Ф. Слова на Х-Я. Главная страница Поиск по сайту Написать письмоВаал (или Баал) — библейское название бога языческих семитов Палестины, Финикии и Сирии. По этимологическому своему значению слово это означает «господин», «владыка» и соответствует обычному названию Бога у евреев. Последние с незапамятных времён провели, однако, резкую разграничительную черту между своим Богом и В., причем термин В., употребляясь у них в обыденной речи в смысле господина, никогда не прилагался ими к своему Богу, а служил синонимом самого низменного идолопоклонства... | 2001789 15360 4989 130 1 сводится к обличению тупости ненавистных ему буржуа, без указания положительного идеала. Флобер — реалист по своей прирожденной гениальной наблюдательности, по уменью докапываться до самых скрытых психологических мотивов в поступках людей; сила его реалистического таланта усугубляется его глубоким пессимизмом, доходящим до мизантропии и до странного, болезненного влечения к созерцанию тягостных, уродливых зрелищ. Именно потому, что его раздражала и возмущала тупость людей, он постоянно искал ее проявлений, тщательно запоминал свои наблюдения и с особым наслаждением воссоздавал «гангрену жизни» в своих романах. С его природным реалистическим дарованием связана и его эстетическая теория. Ф. был проповедником безличного, объективного искусства; художник, по его убеждению, должен скрываться за своим произведением, не выдавать своих личных чувств, избегать лиризма, перевоплощаясь каждый раз в личность воссоздаваемых им людей. Эта теория была порождением личного характера Флобера, который отличался скрытностью, замкнутостью и не терпел ничьего вмешательства в тайники своих чувств; он расходился с лучшими друзьями, замечая в них желание влиять на его психологию. Идеал объективного творчества и есть реализм Ф., воссоздающий действительность во всей ее неприглядной правде, анализирующий уродство жизни, без осуждения ее во имя отвлеченной святыни, без проповеди высокой морали. Реализм Ф. часто приближается к сатире, с тою разницей, что сатирик, во имя проповедуемой им морали, непременно преувеличивает какиенибудь черты действительности, Ф. же — строгий историк действительности, который никого не осуждает, не делит людей на дурных и добродетельных, а выясняет сложность мотивов, создающих не зло, а скорое бессилие и уродство жизни; в общем, Ф. считает людей не порочными, а глупыми и жалкими. Творчество Ф. не исчерпывается, однако, реализмом. Ф. — реалист на фоне романтизма: его влечение ко всему фантастическому, таинственному, мрачному, его страстное увлечение Востоком, любовь к ярким краскам, к резким контрастам — все это наследие романтизма делает Ф., родоначальника натуралистического романа, прямым преемником Шатобриана. Ф. — романтик без присущего романтикам стремления уйти от действительности в мир фантазии и прекрасных грез. Этим сочетанием романтизма и реализма Ф. соединяет два периода европейской литературы: восприняв многие из существенных черт предшествовавшей ему романтической эпохи, он своим сосредоточенным проникновением в действительность положил начало реалистическому движению второй половины XIX в. Из романов Флобера, немногочисленных, но заключающих в себе каждый неисчерпаемые сокровища наблюдений и обобщений, первое место принадлежит его первому произведению — «Мм Бовари», реалистическому роману нравов. В лице своей героини Флобер представил романтическую натуру в столкновении с действительностью; все падения Эммы Бовари — результат ее мечтательности и праздности. Все, что ее окружает, ничтожно, жизнь полна мелких будничных интересов, и она сама не возвышается духовно над своей средой; в лице ее, как и в остальных типах романа, Ф. воплотил буржуазную мелочность жизни — но Эмма облагорожена исканием более высоких настроений, хотя и сведенных к жалким амурным приключениям. Мм Бовари — в значительной степени сатира на человеческую пошлость вообще и женскую в частности; но вместе с тем в ней сильно подчеркнуто и природное благородство эстетической натуры, для которой вся жизнь — вечное оскорбление ее ожиданий, ее святынь. Она не куртизанка по природе: на границе полного нравственного падения она останавливается и предпочитает смерть. Сила романа — не в его идейном содержании, а в несравненном воссоздании жизни, характеров и типов. Ф. создал в нем целую галерею портретов, тем более художественных, что они изображают людей мелких, незаметных, но имеющих каждый определенную индивидуальность, несмотря на общее им всем ничтожество. Поразительна также бытописательная сторона романа, бытовые картины провинциальной жизни, описания природы, не составляющие отдельных вставок, а органически сливающиеся с жизнью и чувствами действующих лиц. Вслед за «Мм Бовари» появился «Саламбо» — фантастическиисторический роман (вся серия романов Ф. состоит из правильного чередования реалистических и романических произведений), который, несмотря на чрезмерные длинноты и однообразие в описаниях битв, остается классическим произведением французской литературы по совершенству стиля, яркости красок, красоте описаний. После «Саламбо» Ф. вернулся к реализму в «Educаtion Sentimentale» — истории ничтожного, пассивного от природы буржуа, прошедшего «школу сердечного опыта». Герой этого романа — pendant к Эмме Бовари, полное ничтожество, более полное, чем Эмма, потому что он не судит себя, не останавливается на краю пропасти, а живет до конца спокойной растительной жизнью. Систематическое развитие тупости и самодовольной ограниченности мастерски представлено в рамках жизни буржуазии 40х годов. В «Искушении св. Антония» Ф. опять увлекся романтическим замыслом и представил искушения ума и фантазии, манящие к действию, к активной жизни. В его св. Антонии есть нечто общее с Фаустом. Конец «искушения» — католический: св. Антоний сразу, под влиянием благодати, прозревает; иллюзия рассеивается, он остается один в молитвенном экстазе. В картинах «искушения» Ф., по природной своей мизантропии, останавливается гораздо более на уродливых и отталкивающих зрелищах жизни, чем на красотах, и вся эта поэма в прозе отмечена глубоким пессимизмом. Последний, незаконченный роман Ф., «Бувар и Пекюше» — реалистический, рисующий глупость буржуа, проходящих «школу интеллектуального опыта». Это как бы резюмэ всех современных знаний, рассмотренных сквозь призму буржуазной ограниченности. Главное достоинство Ф., помимо никем непревзойденного умения воссоздавать полноту жизни, заключается в его художественном слоге. Для него техника писания имела первостепенное значение; он был мучеником слова, работал до одурения над каждой фразой и достиг того, что каждая страница его романов — классический образец французской прозы. Гонкуры, Зола, Додэ — непосредственные ученики Ф. Материалом для ознакомления с психологией Ф., с историей его произведений и с его эстетическими воззрениями служит его объемистая корреспонденция, вышедшая отдельным изданием.
Зин. Венгерова.
Ср. Письма Ф. в ЖоржЗанд, изд. Гюи де Мопассаном (4 изд., П., 1889), и его «со 1830 — 80» (4 серии, П., 1887 — 93); П. Boaurget, «Essais de psychologie contemporaine» (ib., 1884); Maxime du Camp, «Souvenir sur litteraires» (т. I, ib)., 1882); Commanville, «Souvenir sur Gustave F.» (ib., 1895); Tarver, «Gustave F., as seen in his works and correspondence» (Л., 1895); Faguet, «Flaubert» (П., 1899). Переводные и оригинальные статьи о Ф. на русском яз.: Ж. Пелисье, «Литературное движение в XIX ст.»; Г. Брандес, «Новые веяния»; Э. Зола, «Ф., как человек и писатель» («Вестн. Европы», 1880, 7); Г. Брандес, «Г. Ф.» («Загр. Вестник», 1881, 11; «Русс. Мысль», 1882, 2); П. Бурже, «Очерки современной психологии»; Д. Мережковский, «Ф. в своих письмах» («Сев. Вестник», 1888, 12); М. Дюкан, «Ф. по воспоминаниям» («Наблюдатель», 1883, 8 — 9); К. Арсеньев, «Современный роман в его представителях. V. Густав Ф.» («Вестн. Европы», 1880); В. Бибиков, «Три портрета: Стендаль, Ф., Бодлер» (Спб., 1890). О «Сентим. воспит.» — критич. ст. Нелюбова («Русский Вестн.», 1870, 8); Н. Страхова («Заря», 1870, 7). О «Госп. Бовари» — «Отеч. Записки» (1859, 3); Е. Тур, «Нравоописательный роман во Франции» («Русс. Вестник», 1857, 11). О «Буваре и Пекюше» — К. Арсеньев, «Посмертный роман Ф.» («Вестн. Европы», 1882, 1). О «Саламбо» — А. Скабичевский («Рус. Богатство», 1889, 9). Все сочинения Ф. неоднократно переводились на русский язык; «Легенда о Юлиане Милостивом» и легенда «Иролиада» переведены Тургеневым.
Флокс
Флокс (Phlox L.) — родовое название растений из сем. синюховых (Polemoniaceae). Это — многолетние, редко у основания деревенеющие травы, реже однолетние растения; внешний вид их весьма разнообразен. Листья у них цельнокрайние, иногда очень узкие, либо все супротивные, либо нижние супротивные, а верхние попеременные. Цветки большей частью яркие, красные, фиолетовые, белые или пестрые, одиночные или собранные в щитки, кисти, метелки на верхушке побегов. Околоцветник двойной; чашечка трубчатая или почти колокольчатая, более или менее пятираздельная; венчик тарельчатый, пятилопастный с узким зевом и тоненькой трубочкою; лопасти венчика одинаковые, либо цельные, либо зубчатые или рассеченные. Тычинок пять, прикрепленных на разной высоте в трубочке венчика и не выдающихся из нее. Пестик один, с трехгнездою завязью, в каждом гнезде по 1235 семени. Плод — яйцевидная, трехлопастная коробочка. Семя без ослизняющегося слоя. Всех видов Ф. насчитывается около 31, из них большинство (30) растут в Северной Америке и лишь один вид в Сибири (Ph. sibirica L.). Некоторые виды — излюбленные декоративные садовые растения. Таков: Ph. Drumondii Hook., однолетний Ф., достигающий до 50 стм. высоты, стебель у него ветвистый, железистый, листья продолговатые или ланцетные, цветки собраны щитками; у основной формы цветки красные, но у многочисленных садовых разновидностей различной покраски, не бывает лишь чисто желтой. Садовые разновидности соединяются в два класса: 1) rotundata и 2) stellaris. Rotundata (округло лепестковые Ф, ) отличаются тем, что лопасти венчика округлые, цельные, или слегка выемчатые. Здесь различаются 1) формы обыкновенные, у которых цветки до 2 стм. в диаметре («Eclipse», «violacea рurа», «atropurpurea», «formosa» и др.), 2) формы с более крупными цветками (Ph. Drummondi grandiflora), 3) формы с цветками, как у гортензии (Ph. Dr. hortensiaeflora или verbenaeflora). В каждой группе бывают и карликовые формы («nаnа»), т. е. растения до 30 стм. высотою. К классу stellaris принадлежат такие Ф., у которых лопасти венчика зубчатые, расщепленный, звездчатые («fimbriata», «laciniata»). Ph. paniculata L., многолетний Ф. (иначе Ph. decursata, corymbosa и др.), растения до 120 стм. высотою, голые или коротковолосистые, листья продолговатоланцетные или яйцевидноланцетные, заостренные; цветки у основной формы светлорозовые, у разводимых всевозможных колеров. Ph. subulata L., небольшое многолетнее растение до 10 стм., растущее густыми дерновинами и цветущее раннею весною. Более редко разводится Ph. pilosa L., Ph. ovata L., Ph. amoena Sims. и др.
С. Р.
Флора
Флора (Flora) — древнеиталийская богиня, культ которой был распространен у сабинян и особенно в Средней Италии. Она была богиней цветов, расцвета, весны и полевых плодов; в честь нее у сабинян был назван месяц, соответствующий апрелю или маю (mese Flusare = mensis Floralis). По преданию, Тит Таций поставил ей в Риме алтарь; кроме того, существовал особый фламин, ведавший ее культ (flamen Floralis ), и ей приносили жертвы арвальские братья. Если древнейшие списки празднеств не заключают упоминания о празднике в честь Ф., то это объясняется тем, что он, подобно другим аграрным праздникам, был подвижным (feriae conceptivae). Вероятно, этот праздник первоначально справлялся в конце апреля или начале мая, но впоследствии был вытеснен играми в честь Ф. (ludi Florales), учреждение которых относится к 238 г., когда был освящен храм Ф. С 173 г. игры праздновались раз в год; во времена Цезаря празднество продолжалось шесть дней. Так как постройка храма и учреждение игр были предписаны Сивиллиными книгами и самые флоралии отличались распущенным характером, то несомненно ludi Florales, прикрытые именем римской богини, имели греческое происхождение. Святилище италийской Flora rustica, на Квиринале, было вероятно не храмом (aedes sacra), а молельней (sacellum). Ср. PrellerJordan, «Romische Mythologie» (Б., 1881, т. 1, стр. 430 и сл.); wissowa, «Religion und Kultus der Romer» (Мюнхен, 1902, стр. 163 — 164; V т., 4 отд. «Handbuch der Klassischen Altertumswissenschaft» Iw. Мuller'a).
Н. О.
Флора
Флора — совокупность растений, произрастающих в известном крае, напр. Ф. России, Ф. Крыма, или при известных внешних условиях, напр. Ф. болот, Ф. чернозема.
Флорида
Флорида (Florida) — самый юговост. штат американского союза, между 24°30' и 31° с. ш. и 79°48' и 87°38' з. д.; образует полуостров, омываемый с В Атлантическим океаном, с Ю прол. Бимини и Мексиканским зал., с З тем же заливом и шт. Алабамой, с С штат. Алабамой и Георгией. Пространство — 153500 кв. км.; жит. в 1890 г. 391422, в 1900 г. 528542. Поверхность Ф. низменная, причем в сев.восточной части отдельные холмы до 51 м. над уровн. моря, в зап. части между Апалачиколой и Пердидо холмов уже не встречается, а весь собственно полуостров еле возвышается над ур. моря и состоит из болот и лагун. Полуостров постепенно образовался из полукруглых коралловых рифов, появлявшихся около берега; этот процесс продолжается и поныне, и южная Ф. растет за счет моря. К Ю от полуострова тянется цепь островов, отделяющих Ф. от Гольфстрима; острова эти носят название Киз (Keys) от испанск. Cayos, из них следует отметить от СВ к ЮЗ — Ки Ларго, ова Пайн, Маркезас и Тортугас. Почва Ф. состоит: 1) из болот, из коих особенно замечательны Эвергледы (около 850000 гект.) к С от оз. Окечоби, 2) саван или прерий и 3) высокого и низкого гуммока (hummock), т. е. земель, возвышающихся над болотами и, по большей части, покрытых дубом, магнолиями, апельсинными и каштановыми деревьями и т. д.; низкий гуммок часто наводняется, но при хорошем дренаже благоприятен сахарному тростнику. Растительность южной, болотной части — тропического характера. Реки многочисленны, но отличаются медленным течением и мало способствуют осушению; главные — Апалачикола, впадающая в Мексиканский залив, и СентДжон, впадающая в Атлантический океан. Из других рек наибольшие: к З от Апалачиколы — Рио Пердидо, Эскамблия, УэллоуУотер и Чокта Хуатчи, к В — Оклокоми и Саванни, впадающие в Мексиканский залив, и СентМэри, приток океана. Явление, часто наблюдаемое в Ф. — исчезновение и появление вновь рек, а также провалы почвы — sinks, из коих бьют ключи, развивающие нередко большую двигательную силу. В окрестностях Таллахасси, столицы штата, лежит такой sinks, при измерении коего лот не достигал дна на 500 м. В граф. Алачуа, в сев. части полуострова, находится Great Sink, поглощающий воды рек, впадающих, повидимому, значительно южнее в оз. Оранж. Всего Ф. имеет до 2050 км. берегов, в коих на долю Атлантического побережья приходится 650 км., на рифы 200 кн., на Мексиканский залив 1200 км. Климат Ф. — морского характера с слабыми колебаниями между средними для лета и зимы: 10 — 11° в СентОгюстине, на океане, и в ФортКинге, внутри полуострова. В общем, климат менее теплые, нежели можно было ожидать в соседстве с тропиком. Бывают, хотя и редко, морозы; 4го января 1879 г. в Арлингтоне наблюдался иней, причем были уничтожены пальмы и апельсинные деревья. Средняя годовая температура — 22,50° Ц. Ф. привлекает своим климатом много больных. Леса состоят из дуба, кипариса, пихты; из плодовых деревьев распространены финиковое, фиговое, апельсинное и масленичное; растительность близка к тропической. Возделываются кукуруза, табак, рис, сахарный тростник и хлопок. Значительный капитал зат30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58 Сейчас вы читаете Словарь Брокгауза, смотрите так же стихи Востока, интересные факты, справочник "Все фирмы Москвы", "Все фирмы Санкт-Петербурга", "Все фирмы Екатеринбурга", "Все фирмы Новосибирска", "Все фирмы Нижнего Новгорода", "Все фирмы Самары" и ищите в них.
Статьи, заметки, очерки о политической, экономической и культурной истории стран обоих полушарий земли.Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.
|