Словарь Брокгауза
      Буквы:

      Слова на А.
      Слова на Б.
      Слова на В.
      Слова на Г-Д.
      Слова на Е-Й.
      Слова на К.
      Слова на Л.
      Слова на М.
      Слова на Н-О.
      Слова на П.
      Слова на Р.
      Слова на С.
      Слова на Т-Ф.
      Слова на Х-Я.
       Главная страница
       Поиск по сайту
       Написать письмо

Ваал (или Баал) — библейское название бога языческих семитов Палестины, Финикии и Сирии. По этимологическому своему значению слово это означает «господин», «владыка» и соответствует обычному названию Бога у евреев. Последние с незапамятных времён провели, однако, резкую разграничительную черту между своим Богом и В., причем термин В., употребляясь у них в обыденной речи в смысле господина, никогда не прилагался ими к своему Богу, а служил синонимом самого низменного идолопоклонства...

2588439 15360 7959 168 1коло 30 сортов проса, из которых в России известны в культуре 19. Сорта можно разделить, прежде всего ,на три группы: 1) развесистое просо (P. m. effusum Alf.): метелка развесистая во все стороны (7 сортов); 2) пониклое просо (Р. m. contractum Alf.): метелка сжатая, пониклая, однобочная (10 сортов); 3) комовое просо (Р. m. compactum Kcke.): метелка короткая, прямая, сжатая, ветви очень укороченные (2 сорта). В каждой группе сорта отличаются окраской зерна и метелки. Последняя или соломенножелтая или фиолетовая. К роду Panicum весьма близок род Setaria Beauv., к которому относится могар или итальянское просо. О сортах ср.: F. Kornicke und Н. Werner, «Handbuch des Getreidebaues» (Бонн, 1885); А. Ф. Баталин, «Просовые растения, разводимые в России» («Земледельческая Газета», 1887, №№33, 34 и 35). В. Тр.
Что касается сельскохозяйственного значения П., то лишь в центрах его возделывания оно не лишено важного значения как пищевой продукт: здесь семя его, в обрушенном виде известное в продаже под именем пшена, служит пищей для людей. Гораздо реже П. перемалывается в муку, для приготовления хлеба или идет на винокурение. В Европ., а также Среднеазиатской России разводятся многочисленные разновидности трех видов П.: собственно П. (P.miliaceum), итальянское П. (P. italicum) и росичка [P. (Digilaria) sanguinale], причем наибольшее значение имеет первый вид, который, в отличие от итальянского, известного под именем бор'а, в общежитии носит название проса.
I. В Европ. России обыкновенное просо возделывается в более или менее значительных количествах (из хлебов в засеваемой ежегодно площади П. принадлежит шестое место; оно занимает до 2,5 милл. десятин, что в % со всей площади возделывания составляет около 3,3% на всем пространстве черноземной полосы, причем культура этого растения достигает наибольших размеров в губ. Тамбовской (11,6% засеянной площади), Астраханской (10%), Саратовской и Воронежской (по 9,3%), Киевской (9,1%), Самарской и Земле Войска Донского (от 7,2 до 7,8%). За пределами черноземной полосы культура П. лишь в ничтожных размерах встречается в смежных с черноземом местностях. Далее к северу П. оказывается весьма чувствительным к весенним заморозкам. По форме метелки, сорта просо разделяются на развесистое, пониклое и комовое П. Метелка чаще всего бывает светложелтогo или соломенножелтого цвета, реже темнофиолетового и темносинего. Окраска семян изменяется также сильно в пределах от чисто белого до желтого, темнооражевого и темнокаштанового цвета, но изредка бывает зеленоватосерого, темносерожелтого или какоголибо другого сложного оттенка. По исследованиям А. Ф. Баталина («Просовые растения, разводимые в России», СПб., 1887) окраска сортов совершенно постоянна в потомстве и о переходе одного сорта в другой без скрещивания невозможно и думать. Но скрещивание разных сортов происходит легко, вследствие преобладания у П. перекрестного опыления. К тому же, многие хозяева произвольно придают одному и тому же сорту проса разные наименования. Так, желтое П. называется, смотря по местности, то желтым, то серым, то даже белым. В продажу П. поступает под именем пшена, т. е. семени, лишенного путем обдирки покрывающей его наружной оболочки. Цвет зерна П. также различен: от яркожелтого до почти совсем белого. Это свойство не наследственно и находится в зависимости от условий роста; с хозяйственной точки зрения оно очень важно. Наиболее ценится желтое пшено с роговым, просвечивающим изломом, которое дает более вкусную и питательную крупу. П., дающее такое пшено, получается с плотных залежей или новей и у хозяев носит название красного пластового; П, высеваемое на старопахатных землях, зовется серыммякотным. По А. Ф. Баталину, желтизна зерен обуславливается, по всей вероятности, большим содержанием в них азотистых веществ, а по аналогии с пшеницей, которая при тождественных условиях роста, заключает большее содержание азота в зернах, явление это должно быть поставлено, вероятнее всего, в связь с физическими и химическими свойствами почвы, производящей такие продукты. Обыкновенное П, — однолетнее яровое растение с очень длинным периодом вегетации (14 — 16 недель) и большой потребностью в тепле (2050 — 2550° C.). Из всех наших злаков это растение самое тепло— и светолюбивое. Почвы оно требует также теплой и сухой, давая хорошие урожаи на почвах песчаных, песчаносуглинистых и перегнойных. Свежее удобрение не соответствует П., которое поэтому помещают после навоза не ближе второго места. В севообороте П. следует после трав, пропашных растений; при распашке степей его сеют или по пласту первым или помещают после бахчи и пшеницы — вторым растением. Главное, что требуется для успешной культуры П., это — светолюбивость и чистота почвы от сорной растительности. Последнее требование находит себе объяснение в медленности прорастания П., стебель которого в начале роста не держится прямо, а ложится на землю и в таком положении легко заглушается. Вследствие сказанной особенности П., обработка почвы под него и самый уход за растением несколько разнится от обычных приемов, наиболее простых и несложных при посеве П. на залежах, в силу чистоты таких земель от сорных трав. Здесь его сеют прямо по пласту и заделывают бороной. Мягкие же земли подвергают лишней, против обработки под остальные яровые растения, вспашке и по прошествии нескольких дней после посева П., который производится в первых числах, середине или конце мая и даже в начале июня, как только семена дадут ростки, следует ломка посева и затем, в случае появления сорной растительности, прибегают к усиленной частой и безотлагательной полке. С другой стороны, П. для своего успешного произрастания требует меньшего количества влаги, чем другие хлебные растения, и в засушливые годы выручает хозяев, принося хороший урожай зерна и доставляя много соломы, годной на корм животным. В полевой культуре степей П. одно из растений, представляющее наиболее вероятностей на удачу урожая. В большинстве случаев у нас П. сеется в разброс; однако, возможно возделывание П. рядами (с расстоянием от 1/4 до 1/2 арш. и даже более); применение такого посева должно облегчить борьбу с сорными травами, не говоря уже о меньшей трате семян (2 пд. на дес. в первом, 1 пд. — при втором способе). Просяным полям вредят еще головня (Ustilago destruens) и кукурузный мотылек (Воtis nubilalis). Уборка П. падает главным образом на середину августа, снимается обыкновенно косой; серпом убирают только высоко— и толстостебельные сорта; снопы вяжутся и укладываются в крестце. К молотьбе по возможности прибегают вскоре после жатвы. П., посеянное после бахчи, дает в среднем 14 — 18 четв., урожай его в хорошие годы поднимается до 25 четв. и опускается реже других хлебов до 2 — 3 четв. В среднем нужно считать около 50 — 60 пд. на дес.; в Зап. Европе нередко получается двойное количество. В некоторых странах П. скашивают в цвету на сено, которое считается хорошим кормом для лошадей; у нас его заменяет могар . К сказанному о могаре (Panicum germanicum) следует добавить, что из семян этого злака в небольшом количестве готовится крупа, которую на ЮЗ России считают мало уступающей пшенной. Семена могара также перемалываются в дерть, которая идет на корм рабочим лошадям и скоту, первым на две дачи по 6 фн., вторым по 3 фн., и по своей питательности не уступает хорошему овсу. В Туркестане могар стоит на ряду с П., которое из местных колосовых растений имеет наибольшее значение. Семена могара толкутся в деревянной ступе и идут на приготовление различных неприхотливых киргизских кушаний. Ср. Р. Михеев, «Могар и его возделывание» («Сельское Хоз. и Лесоводство», май, 1897), А. Шахназаров, «Очерк сельского хозяйства Туркестанского края» (ib., 1898 г., № 2).
II. Итальянское П., иначе султанское или соловчатое П., известно чаще под названием бора, гоми, кунак, куцза. Оно возделывается как хлебное растение, подобно обыкновенному П., ради зерен, из которых делают крупу или муку (в Туркестане из нее гонят водку — бузу), или, подобно могару, разводится на корм скоту. Легко мирится с засухой, но чувствительно к заморозкам. У нас преимущественно разводится в небольшом количестве в Крыму и Бессарабии, а а большом размере в Закавказье, Туркестане и южной Сибири. В Закавказье получают с десятины, засеянной бором, от 180 до 400 пд. зерна и от 400 до 700 пд. соломы, ценимой как хорошее кормовое средство и превосходящей по своей питательности солому ячменную, овсяную и просяную.
Г. Клюсс.

Прострация

Прострация — часто употребляемый в медицине термин, выражающий, с одной стороны, сильный упадок физических сил, как, напр., при тяжелых болезнях, с другой — недостаточность функций растительных органов тела. Подобное состояние, осложненное упадком или исчезанием психической деятельности, выражает всегда чрезвычайно опасное состояние больного, требующее немедленного подъема его сил.
Г. М. Г.

Просфора

Просфора (от proV и jerw, prosjora — приносимое)так назывались приношения из хлеба, вина и др., с которыми верные в древности приходили в храм к литургии и часть которых служила для таинства евхаристии, а остаткидля «вечерей любви», устраивавшихся сначала вслед за литургией. После того, как вечери любви были обособлены от литургии, П. называются специально хлеб, употребляемый для совершения евхаристии. С древнейших времен, этот хлеб, нарочито приготовляемый, имеет форму несколько сплюснутого кружка, род небольшой толстой лепешки, с оттиснутым сверху изображением креста. Такой вид П. имела уже в IV в., о чем ясно говорит Епифаний Кипрский. Север Александрийский называет просфоры кружками, автор «Разговоров», изданных под именем св. Цезария, выражается, что тело И. Христа, его органы и члены; находятся на небе, а на алтаре имеется — «круг». Григорий Вед. называет эти хлебы коронами. Сурий, в жизнеописании св. Отлиара (VIII в.), говорит, что когда открыли могилу этого святого, то нашли у него под головою маленькие хлебы в виде кружков (panis rotularis). О церкви восточной также известно, что в ней П. имела вид кружка с изображением креста. У сирийцев и египтян печать евхаристийного хлеба представляла нисколько больших (по средине) и много маленьких изображений креста в форме decussataX, нередко с надписью кругом agioV iscuroVa. Такие же изображения встречаются сначала и в западной церкви— с крестами + и X. Были приносимы евхаристийные хлебы с печатью приносившего лица. В нынешнем столетии в катакомбах Рима была найдена (Rossi, Bullet, 1865 г.) печать назначенная, судя по всем данным, для оттисков на евхаристийных хлебах: на ней значатся слова: Eulogia Euporiw (Евпорий — имя приносителя). На Западе очень рано стали заботиться о том, чтобы евхаристийные хлебы были возможно меньшого объема. Один из соборов толедских уже узаконяет mоdica oblata. Для этой цели, по словам Мабильона («De azymo»), была изобретена еще до XII века гдето на Западе железная машинка, дававшая определенный размер и вид евхаристийному хлебу, доведенному в течение времени до вида нынешних католических облаток. Такая операция возможна была только над хлебом пресным (опресники), но не над квасным, подымающимся и увеличивающимся в объеме во время печения, почему она и не могла распространиться на Востоке, где евхаристийный хлеб употреблялся только квасный. Имея везде вид круга, евхаристийный хлеб отличался в разных местах различными деталями фермы, почему арльский собор (еще в VI в.) постановил, чтобы внешний видь евхаристийного хлеба был совершенно одинаков во всех церквах целой провинции. Изготовлением облаток для евхаристии на Западе занимались монахи в мрях, при пении свящ. песней. Это производство в XIV в. описано подробно у Мартена («De antiquis mouachor. ritibus». II, 8). У Сирмонда («Disquisitio de azymo», П., 1651) собраны образцы печатей на евхаристийных хлебах у греков, сирийцев, александрийцев и в западных церквах. В православной церкви просфора ныне состоит из двух наложенных один на другой кружков, из которых на верхнем имеется упомянутая выше древнейшая печать, изображающая четырехконечный крест. В виде исключения, высшею властью разрешается некоторым церквам особенно монастырям, иметь печати для просфор с другими изображениями, например с изображениями святого монастыря или праздника, в честь которого сооружен храм (Преображенский всей гвардии собор в СПб. имеет для просфор печать с изображением Преображения Господня и т. п.). Для единоверческих церквей дозволена печать с осьмиконечным крестом. Просфоры должны быть изготовляемы из лучшей пшеничной (а отнюдь не другой какойлибо) муки, замешаны на чистой воде, а не на молоке, без всякой примеси, не должны быть помазываемы чемлибо, напр. маслом или яйцами, должны быть сделаны из квасного теста, а не из пресного; чтобы не были черствые или «зацвелые», т. е. начавшие плесневеть. Для прихожан, желающих принести от себя просфору на проскомидию о здравии или молитве о своих присных, просфоры продаются в церкви же перед литургией.
Н. Бе.

Протагор из Абдеры

Протагор из Абдеры (480411)— один из главнейших софистов. Для успешности практических занятий риторикой, составлявшей для него, как и для всех софистов, главную задачу, он считал необходимым и теоретическое изучение языка, и мышления. В своих не дошедших до нас книгах по грамматике он разбирал вопросы о надлежащем употреблении различных элементов и форм речи, а в соч. по логике, если верить сообщению Диогена Лаэрэтя (IX кн.), он первый исследовал способы доказательств. Впрочем. по свидетельству Аристотеля (Rhetor. П.) цель всех этих изучений состояла в том, чтобы «худшее рассуждение сделать лучшим». Такая цель имела принципиальное оправдание в субъективизме П., выраженном в его знаменитой формуле; что «человек (в смысле каждого лица) есть мера всех вещей — сущих в их бытии и несущих в их небытии». Для обоснования такого принципа Н. примыкает к философии Гераклита, указывавшего на непрерывную подвижность или текучесть всего существующего. В действительности нет никаких пребывающих вещей и постоянных определенных свойств; а только безостановочное движение и изменение. Те ощущения, в которых нам дается все для нас существующее и вне которых мы ничего не знаем, суть лишь моменты встречи двух движений: от ощущаемого и от ощущающего. Из различия в скорости этих движений происходят различия и в качествах ощущений, а следовательно, и все разнообразное содержание душевной жизни и внешнего мира, ибо как душа сводится всецело к ощущениям; так и все вещи дают нам о себе знать лишь в ощущении как действительном соотношении внешнего движения с внутренним. Если таким образом ничто нам доступное не существует само по себе, то нет смысла говорить и о том, что хорошо, или справедливо само по себе. Противоречащее этому указание П., что правда и стыд суть общий дар богов, которым снабжены все люди, имело, очевидно, лишь риторический характер. Более серьезно и согласно с точкою зрения П. его заявление, что он ничего не знает о богах, приводимая же им причина этого незнания: «по неясности предмета и краткости человеческой жизни» — имеет опять житейскиразговорный, а не философский характер. Учение П. вдвойне неудовлетворительно: принципиальное отрицание всего, кроме единичных или моментальных чувственных состояний в их данной наличности, вопервых, не проведено до ко88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116
Сейчас вы читаете Словарь Брокгауза, смотрите так же стихи Востока, интересные факты, справочник "Все фирмы Москвы", "Все фирмы Санкт-Петербурга", "Все фирмы Екатеринбурга", "Все фирмы Новосибирска", "Все фирмы Нижнего Новгорода", "Все фирмы Самары" и ищите в них.

Статьи, заметки, очерки о политической, экономической и культурной истории стран обоих полушарий земли.Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.
Hosted by uCoz