Слова на А. Слова на Б. Слова на В. Слова на Г-Д. Слова на Е-Й. Слова на К. Слова на Л. Слова на М. Слова на Н-О. Слова на П. Слова на Р. Слова на С. Слова на Т-Ф. Слова на Х-Я. Главная страница Поиск по сайту Написать письмоВаал (или Баал) — библейское название бога языческих семитов Палестины, Финикии и Сирии. По этимологическому своему значению слово это означает «господин», «владыка» и соответствует обычному названию Бога у евреев. Последние с незапамятных времён провели, однако, резкую разграничительную черту между своим Богом и В., причем термин В., употребляясь у них в обыденной речи в смысле господина, никогда не прилагался ими к своему Богу, а служил синонимом самого низменного идолопоклонства... | 2588439 15360 7959 168 1явлений, должен быть, наряду с умопостигаемым единством, допустит два новых начала — теплое и холодное: одно — сообразное бытию, небесный огонь, начало тепла и света, другое — сообразное небытию, начало холода, густого мрака. Сам П. называл их началами «света и ночи»; Аристотель отожествляет первое с огнем, второе — с землей. Нетрудно заметить сходство этих начал с дуализмом древнейших пифагорейцев, которые признавали в основании сущего коренное раздвоение начал положительного и отрицательного, света и мрака, огня и беспредельного воздуха. Воздух, по представлению древних физиков — более или менее легкий туман, сгущающийся то в облака, то в небесную синеву. Точно также и ночь представлялась им особенным густым, темным телом, в роде той «тьмы египетской», которую до сих пор хранят в виде порошка или ваксы в некоторых монастырях. Естественно, что такая «тьма» могла обращаться в землю. Логически в сфере истинного бытия нет противоположностей: это сфера чистого света — но в видимой, являющейся вселенной господствуют противоположности. Тонкий беспримерный эфир разлит всюду и проникает во все; ночь также кажется разлитой по всей сфере бытия, и онато ложным образом отделяет сущее от сущего во времени и пространстве; в ней единый свет то угасает, то возгорается, преломляясь в обманчивой игре лучей и меняя свои цвета. Вселенная есть всеединая сфера сущего. «По истине» она однородна, непроницаема, неподвижна, неделима, полна бытия; а по «мнению» она состоит из нескольких концентрических светлых и темных сфер дня и ночи, вращающихся вокруг земли и сменяющих друг друга. Крайняя из таких сфер есть темная небесная твердь. Солнце не есть самостоятельный источник, а только восприемник дневного света. В центре вселенной царит великая богиня, управляющая процессом мучительного рождения всех существ — матерь всех богов и всех тварей. Она создала небо и управляет его движениями, связав все своими цепями. Она же управляет судьбой душ, которых то посылает из света в ад, то вновь выводит на свет из ада — представление, показывающее, что П. разделял пифагорейское учение о переселении душ. Образ этой роковой богинисудьбы связывает обе части поэмы: переход от истины к лжи, от полноты бытия к призрачному, чувственному миру, первенцем которого является желание или эрос; — может быть только роковым, так как сущее логически исключает множество. В философии П. и его школы мы находим первую попытку формулировать признаки бытия субстанциального в противоположность являющемуся. Что такое учение, при всей своей односторонности, было необходимым моментом развития мысли — это доказывается уже примером ранней индийской философии, которая представляет поразительные аналогии с концепцией П., не смотря на все различие практических тенденций. Но субстанция есть только одно из определений сущего, и едва ли нужно доказывать, что абсолютное не может быть ни отвлеченным единством, ни физич. телом, каким оно оказывается в философии П. В софистике Горгия мы находим как бы саморазложение этой философии: отправляясь от ее посылок, Горгий последовательно доказывал, что знание о сущем столь же невозможно, как и знание о небытии: где нет различия, там нет и знания, и бытие ничем не отличается от небытия. В философии Платона мы находим положительную критику учения П. и по пытку восполнить его абстрактное определение сущего другими, более конкретными. Не смотря на свою отвлеченность, концепция П. дала мощный толчок греческому умозрению; его учение о неизменности субстанции отразилось на учениях весьма различных, как, напр., на философии Анаскагора, Эмпедокла и атомистов.
Кн. С. Трубецкой.
Парнас
Парнас — (ParnatsoV, Parnhso) — священная гора в Греции (в Фокиде), связанная подобно Олимпу, Гедикону, Киферону, с мифическими сказаниями и известная местонахождением на ней пифийского оракула. Гора П. считалась сосредоточием земли (omjaloV ghV), подобно тому, как г. Дельфы признавался центром панэллинского государства в религиозном отношении. В широком смысле под П. разумеется горная цепь, начинающаяся от Эты и направляющаяся к ЮВ, как граница Локриды и Беотии с Фокидой; эта горная цепь доходит до самого Коривеского моря, под названием Кирфис (теперь — Сумалиэс). Высшая ее точка — Дельфийский П., с вершинами Тифорея и Ликорея (теперь — Лиокура, 2459 м.), вследствие чего он называется двухвершинным. П. покрыт лесом, а вершины его — снегом. При дельфийском храме было много ущелий и обрывов; здесь же находился известный Кастальский источник (h Kastalia), посвященный Аполлону и музам, вследствие чего и сам П. считался местопребыванием муз.
Парни
Парни (ЭваристДезире де Форж вивиконт Раrny) франц. поэт, член франц. академии (17531814). До семнадцатилетнего возраста этот будущий певец чувственных наслаждений отличался религиозной экзальтацией. Поступив в семинарию, он готовился к духовному званию, но, уступая воле отца, перешел в военную службу. Здесь впечатлительная натура молодого человека очень скоро попала в течение совершенно противоположное, с «философским» (преимущественно антицерковным) направлением соединявшее фривольность и эпикурейское наслаждение жизнью. К этому же времени относится и знакомство молодого П. с тогдашней французской поэзией, которая, нарушая завет Вольтера: «Горе в этом веке тому стихотворцу, который остается только стихотворцем!», имела главными руководителями таких ничтожных писателей, как Дора, Буффлер и др., — поэзией мадригалов, псевдоанакреонтических взглядов и стремлений. В первом сборнике стихотворений П.: «Poesies erotiques» преобладало, однако, настроение элегическое. Громкая известность, доставленная молодому автору этими стихотворениями, была упрочена похвалой Вольтера, который возвел его во французские Тибуллы. Дальнейшие произведения П. являются уже чисто эротическими, часто со значительной примесью цинизма (напр. поэма «Les amours des reines de France», сожженная им самим в 1793 г.). Поэма «La guerre des dieux anciens et modernes», написанная во время директории — неудачное подражание, по тону, манере и характеру, «Pucelle» Вольтера. В том же роде и другие поэмы П. — «Le paradis perdu», «Galanteries de la Bible», «La Christianide»; последняя не появилась в печати, так как рукопись была куплена у автора правительством реставрации и уничтожена. Революция превратила П. из богатого человека в бедняка, существовавшего только скудным жалованьем в разных присутственных местах и такими же скудными литературными заработками. Как поэт, П. мог бы занять почетное место в истории литературы, если бы не подчинился влиянию нездоровых струй величественного, в общем, течения литературы XVIII в. Его «Poеsies еrotiques» доказали его искренность, свежесть, способность поэтически воспроизводить пережитое: проблески этих достоинств встречаются и в позднейших его произведениях, чем и объясняется сочувствие к нему таких писателей, как Шатобриан, Ламартин, Беранже (издавший часть его стихотворений), таких критиков, как СентБёв (написавший большое и прекрасное предисловие к полному собранию его сочинений). наконец, поэтов не только французских, но и иностранных. У Пушкина, напр., есть не мало переводов и подражаний П., не только в «лицейских» стихотворениях, но и до 1824 г.; он упоминает о П. даже в «Евгении Онегине», в письмах ставит его, как Вольтер, рядом с Тибуллом, или желая похвалить Батюшкова, называет последнего «российским Парни», а на Баратынского возлагает надежду, что он «превзойдет Парни». Подражателей и переводчиков между русскими писателями П. нашел также в Крылове, Батюшкове, Давыдове, Вяземском. Узость кругозора, отсутствие «изобретательности»и «волшебства кисти» (la magie du pinceau), подчинение фальшивым влияниям — все это, однако, выдвинуло П. в ряд тех писателей, о которых история литературы упоминает только потому, что в свое время они играли более или менее значительную роль.
П. Вб.
Парник
Парник представляет собой особое устройство четырехугольный ящик, деревянный или каменный, наполненный внизу навозом, а вверху землей и прикрытый стеклянными рамами, в котором культивируются растения при искусственно созданных благоприятных условиях. Благодаря парнику представляется возможным: 1) разводить в любом климате растения, свойственные более теплым странам, 2) выгонять обычные растения гораздо раньше, чем в открытом грунте, и 3) культивировать растения, требующие для своего развития более длинный вегетационный период, еще в холодное время, высевая их в П. и с наступлением тепла пересаживая в открытый грунт. В первом случае культура с начала до конца ведется только в П.; во втором — или только в П., или в П., и в открытом грунте; в третьем — сначала в П., затем, после пересадки, в открытом грунте. Расходы по устройству и содержанию П., можно сказать, ничтожны, сравнительно с выгодами, извлекаемыми культурой парниковых растений; несомненно выгоднее парниковая культура и по сравнению с тепличной и оранжерейной. Закладываемый в основание парника навоз, вследствие развивающегося в нем брожения, служит источником. Выбор места. — П. должен быть защищен от сев. и вост. холодных ветров, для предохранения его от быстрого остывания. С этой целью П. помещают с южн. стороны заборов или других какихлибо строений, а где сделать этого нельзя — там его окружают изгородью или забором (например — тростниковым, который довольно прочен и занимает мало места). Почва для П. должна быть безусловна суха, так как на сырой почве П. быстро стынет и растения страдают от холода или даже погибают. В виду этого, избегают и глинистых подпочв, задерживающих воду, а выбирают место с сухой почвой на водопроницаемой подпочве. Впрочем, и на глинистой почве можно устроить П., давая сток воде по небольшому скату или прокладывая дренаж или фашины; в некоторых же случаях достаточно только не сильно углублять П.; чтобы удержать в таком П. тепло — его делают из бревенчатого сруба и кругом обкладывают, в виде насыпи, землей.
Устройство П. — Обращают П. обыкновенно концами к В и З, передней низкой стеной — к Ю, задней высокой — к С, так чтобы (стеклянные) рамы были наклонены к горизонту, по направлению к Ю; наклон этот изменяется в зависимости от времени выгонки растений: при ранней выгонке, когда солнце стоит еще не высоко над горизонтом, он больше, чем при поздней; когда солнце поднимается уже достаточно высоко. П. с наклоном рам на С устраивают только для растений, не требующих или даже не выносящих солнечного припека (напр. — полярных и альпийских). Двухсторонний П., с наклоном рам на две противоположные стороны, употребляется для помещения также в летнее время высоких экзотических растений. П. делают трояких размеров; старые огородники употребляют чаще П. с рамами шириной в 2 арш. (длина же рам всегда равняется ширине их), в садовых заведениях устраиваются обыкновенно 3аршинные рамы, в общем же употреблении парниковые рамы средней величины — 2,5 арш. Глубина П. зависит от времени выгонки растений (чем раньше ведется выгонка, тем больше необходимости предохранять П. от охлаждения), от требовательности растений и теплу, наконец — от характера почвы. Для ранней выгонки овощей, также для таких растений, как — огурцы, бобы, дыни, арбузы, П. делают большей частью в 1,5 арш. глубиной; для салата, шпината, моркови, гороха и различных капуст и вообще для позднего разведения растений достаточно аршинного слоя навоза; холодные П., глубиной всего в 0,5 арш., употребляют главным образом для предварительной посадки растений, которые окончательно развиваются уже в открытом грунте. Во Франции, Бельгии и Голландии П. делаются в виде подвижных ящиков, которые сверху покрываются обыкновенными рамами. Ясно, что на эти П., носящие название «французских», идет значительно меньше леса, чем на pyccкие, но за то они требуют больше навоза. Парижские огородники настилают навоз просто на поверхность земли и на эту настилку ставят рядами П.; проходы между П. заполняются навозом, который, чтобы поддерживать в П. желаемую теплоту, время от времени заменяется свежим. Удобство таких П. заключается, вопервых, в том, что имеется возможность старый, остывший навоз заменять новым, вовторых — в том, что можно, по мере роста растений, поднимать ящики и рамы, подкладывая под них землю или камни. В Германии и Скандинавии строят П. третьего типа, «немецкого», представляющие собой соединение русского П. с французским, так как они имеют, с одной стороны — постоянные стены, с другой стороны — подвижные ящики. П. эти устраивают так, чтобы между неподвижными (наружными) и подвижными (внутренними) стенками, т.е. между боками самого П. и боками ящика, оставалось свободное, непокрытое стеклянными рамами, пространство, шириной в 34 фт. Полоса эта, по мере надобности, в ожидании, напр., холодной ночи, покрывается деревянными или соломенными щитами. Здесь разводят растения менее требовательные к теплоте, в ящиках же — растения более нежные. П. такой системы очень удобны для культуры огурцов, дынь и арбузов, которые впоследствии выпускаются изпод рамы. В Англии положено было начало особой системе с искусственным нагреванием П., так называемым — термосифоном. В общем термосифон состоит из котла и двух систем труб, проложенных вдоль П.: верхней и нижней. Нагретая в котле вода, вследствие уменьшения удельного веса; поднимается вверх, попадает в верхнюю систему труб, отдает их стенкам свое тепло и, уже охлажденная, переходит в нижнюю систему, по которой и возвращается на дно котла. Такая система, нашедшая сравнительно широкое применение при нагревании оранжерей, в парниковой культуре может выдержать конкуренцию с навозной, да и, вообще, может быть годна только в районах, богатых топливом. Перед навозной системой нагревания П. термосифон имеет то преимущество, что с его помощью можно прекрасно регулировать температуру, смотря по целям культуры. Недостаток этой системы — высыхание снизу земли — устраняется устройством над трубами особых плоских ящиков с водой.
Парниковые рамы. Лучшим деревом для рам считается сосновое. Так как скорее всего подвергаются порче (гниению) шипы, то советуют набивать их замазкой и рамы покрывать масляной краской. Стекло на рамах должно быть бесцветное, гладкое и без пузырьков, так как, при волнистости и пузырчатости, солнечные лучи могут собираться местами как в зажигательном стекле, и обжигать растения. Стекла (предпочитают мелкие, так как крупные трескаются) ставят на подобие черепицы, чтобы дождевая вода не застаивалась на рамах.
Наполнение П. — Для нагревания П. годится только свежий конский соломистый навоз, который принадлежит к числу удобрений, быстро действующих и сильно нагревающих почву ; чтобы в течение зимы навоз не перепрел и не потерял бы качеств свежего навоза, его подвергают замораживанию, для чего расстилают по земле небольшим слоем. Недели за две перед набивкой П., которая производится или в феврале (ранняя), или в марте (поздняя), навоз оживляют, сваливая несколько возов горячего навоза в кучу, обкладывая его оттаявшим и старательно смешивая один с другим. Приблизительно через неделю вся куча согревается, и навоз готов для набивки. Если сильные морозы или другие причины препятствуют согреванию кучи, то или поливают ее местами горячей водой, или вкладывают горячие камни, или, что лучше всего, прокладывают вновь свежим навозом. При чрезмерном брожении кучи, навоз приход59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87 Сейчас вы читаете Словарь Брокгауза, смотрите так же стихи Востока, интересные факты, справочник "Все фирмы Москвы", "Все фирмы Санкт-Петербурга", "Все фирмы Екатеринбурга", "Все фирмы Новосибирска", "Все фирмы Нижнего Новгорода", "Все фирмы Самары" и ищите в них.
Статьи, заметки, очерки о политической, экономической и культурной истории стран обоих полушарий земли.Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.
|