Словарь Брокгауза
      Буквы:

      Слова на А.
      Слова на Б.
      Слова на В.
      Слова на Г-Д.
      Слова на Е-Й.
      Слова на К.
      Слова на Л.
      Слова на М.
      Слова на Н-О.
      Слова на П.
      Слова на Р.
      Слова на С.
      Слова на Т-Ф.
      Слова на Х-Я.
       Главная страница
       Поиск по сайту
       Написать письмо

Ваал (или Баал) — библейское название бога языческих семитов Палестины, Финикии и Сирии. По этимологическому своему значению слово это означает «господин», «владыка» и соответствует обычному названию Бога у евреев. Последние с незапамятных времён провели, однако, резкую разграничительную черту между своим Богом и В., причем термин В., употребляясь у них в обыденной речи в смысле господина, никогда не прилагался ими к своему Богу, а служил синонимом самого низменного идолопоклонства...

2588439 15360 7959 168 1страны. При размножении туземного населения, из общей массы выделились древнейшие племена кинуров — на восточном берегу полуострова, кавконов — на южном и западном склонах Аркадской возвышенности, данаев — на равнине Инаха. Этим племенам приписывается первая культурная работа осушки болот, запружения рек, обработки земли, постройки городов, разведения скота. Позднее из первоначального народонаселения выделились ионяне, поселившиеся при Коринфском и Эгинском заливах, ахеяне — Занявшие северную часть полуострова, эоляне — захвативишие Элиду и Мессению. С приходом пелопидов из Фригии (мнение Курциуса) при устье Алфея началась новая эпоха существования П. : культура пришельцев сосредоточилась в Аргосе и Микенах. Агамемнон — царь всего полуострова; отдельные цари — Менелай, Нестор и др. — его вассалы. Настоящая история полуострова начинается многими историками с дорического переселения: двинувшись с севера, доряне прошли через всю Аркадию, проникли в ахейские владения и подчинили своей силе и культурному влиянию население П. Дорические завоевания или привели старое население в состояние рабства, или заставили признать дорическую гегемонию: с этих пор П. в большей своей части сделался очагом дорического населения. Дорическое влияние отразилось на дальнейшей истории полуострова, наложив на нее чисто племенной отпечаток. Со времени Ликурга и Ифита П. представлял собою амфиктионию, образовавшуюся при храме Олимпийского Зевса; главными членами ее были жители Аргоса и Спарты. Позднее Аргос должен был подчиниться своему более могущественному соседу — Лакедемону. При начале персидских войн Спарта провозгласила свою гегемонию, но недостаток в живости и энергии, при наличности других положительных качеств дорического характера, не дал дорянам сыграть главной роди в борьбе с персами: подвижное население Аттики перебило гегемонию у Лакедемона, особенно в области морского дела. Последовавшая в конце V в. борьба между двумя представительницами греческого гения — Спартой и Афинами — кончилась, однако, победой Спарты. Первые годы IV в. — период полного расцвета дорического могущества, но в то же время начало внутреннего разложения и упадка. Одно за другим следуют покорение полуострова фиванцами, уничтожение дорической славы, восстановление Мессении и Аргоса, падение Спарты. В конце III в. дорический П. еще раз поднялся, чтобы отстоять свою свободу, но дело кончилось поражением дорян и торжеством ахейского элемента в организации ахейского союза. При римском владычестве П. удалось немного успокоиться и оправиться после долгих лет борьбы, но уже с III в. начались вторжения иноземных элементов готов, гуннов, славян, болгар; при этом восточной части полуострова больше и дольше чем западной удавалось сохранить свой национальный характер. В конце VIII в. Византия открыла ряд походов против пелопоннесских славян; лишь к концу IX века удалось ей покорить языческую страну и насадить христианство. Следующие три века П., как провинция империи, со стратегомнаместником во главе (резиденцией его был город Коринф), пользовался миром, за это время население стран умножилось, благосостояние поднялось, торговля и промышленность достигли довольно высокой степени развития. В половине XII века Рожер сицилийский взял Коринф, а в начале XIII века, после основания латинской империи, Гильом де Шамплитт завоевал всю страну, разделил ее на баронии, ленные участии, епископства, построил монастыри, церкви в готическом стиле. Фамилия Шамплиттов вскоре была вытеснена Вильгардуэнами, которые продолжали дело романизации страны. Около 1250 г. покорение полуострова было закончено и он получил новую организацию. Местопребыванием власти была Лида, резиденцией — Андравида, гаванью — Гларенца, крепостью — Хлемуци. В 1259 г. большая часть П. была возвращена под власть Византии. В начале XV века Морея совершенно была оставлена франками. В то же время стали прибывать на полуостров албанские орды; Морея была занята ими, но так как албанцы не были культурным народом, они не могли реорганизовать страну по своему и довольствовались тем, что поступали на службу в качестве наемников или обрабатывали незанятые пространства земли, после падения Константинополя, албанцы сделали попытку утвердить свою власть на полуострове и призвали турок, уже с конца XIV в. нападавших на Морею; в 1460 г. греки были побеждены, и Морея подпала под власть Турции. Турецкий гнет продолжался до конца XVII в., когда венецианцы отняли полуостров у турок. Венецианское владычество было благотворнее франкского, турецкого и византийского: слабая Византия с трудом, накануне своего падения, могла помогать единоплеменникам, франки мало заботились о благе самого населения, а турки думала лишь о том, как бы побольше награбить добычи. Под властью Венеции население было умножено переселенцами из Румелии и с островов, земледелие поднято на более высокую степень и т. д. Так дело шло до 1718 г., когда Турция снова овладела полуостровом. В 1821 г. в Морее вспыхнуло греч. восстание. В 1825 г. Ибрагим— паша взял Наварин и опустошил полуостров. Битва при Наварине решила дело в пользу Мореи: она была занята франц. войсками, и полуострову возвращена свобода. В настоящее время Морея — часть греч. королевства. Ср. Gell, «Itinerary of the Morea» (2е изд., Л. 1827 г.); Leake, «Travels in the Morea» (Л., 1830); «Expedition scientifique de Moree» (1831 — 1838); Ross, «Reisen im Peloponnes» (т. I, 1841); Leake, «Peloponnesiaca» (1846); E. Curtius, «Peloponnesos» (1851 — 1852, Гота; капитальный труд); Beule, «Etudes sur le Peloponnese» (Пар.. 1855); Clark, «Peloponnesus» (Лпц., 1858); Vischer, «Erinnerungen und Eindrucke aus Griechenland»; Fallmeyer, «Geschichte der Halbinsel Morea wahrend des Mittelalters» (т. II, 1830 и 1836); Bursian, «Geographie von Griechenland» (т. II, Лпц., 1869); Forbiger, «Handbuch der Alten Geographie» (т. IlI, Лпц., 1842 — 1848); Neuman und Partsch, «Physikalische Geographie von Griechenland» (изд. 1885); Lolling, «Hellenische Landeskunde»; Philippson, «D. Peloponnes. Versuch einer Landeskunde auf Geologischer Grundlage» (Б., 1891); X. KorulloV, «'Heulograhia thV Peloponnhsou», (Anasupwsi ek tou PromhJewV , 1890); Марков. «Путевые заметки о путешествии по Греции» («Вестник Европы» и «Русский Вестник», 1897).
Н. О.

Пемза

Пемза — очень пористая ноздреватая разность вулканического стекла. Обыкновенно П. белого, серого, желтоватого цвета и так густо пронизана порами и пустотами; что представляет губчатую стекловатую массу, состоящую из пересекающихся и переплетающихся по разным направлениям тонких пленок стекла. Чаще всего встречаются П. по химическому составу и по геологическим условиям нахождения принадлежащие к pиoлиту; но П. может встречаться и в др. семействах вулканических пород. В настоящее время термин П. имеет исключительно структурное значение. Условия для образования П. — быстрое остывание лавы, обилие в ней водяных паров и более или менее порывистое бурное их выделение, вследствие чего застывающая в виде стекла лава вспучивается в виде пенистой или губчатой массы. П. встречается вместе с лапилли; вулканическим пеплом, бомбами, обсидианом и т. п. в самом конусе действующих и потухших вулканов и по соседству с ними в туфах. П. в большом количестве встречается на дне океанов, по соседству с вулканическими островами и, благодаря своей пористости, легко плавает по поверхности воды.

Пенаты

Пенаты (Penаtes) — у древних римлян боги домашнего продовольствия или кладовой (penus — съестные припасы). Они почитались у очага и близко стояли к культу Весты. Поскольку Веста была олицетворением духовного семейного начала, постольку П. олицетворяли собой материальную сторону семейной жизни. Они заботились о насущном хлебе для семьи, о том, чтобы домашний очаг доставлял семье обильную пищу и потому тесно были связаны с семьей и почитались как dei Penates (лары не имели названия dei). Свои заботы о семье они разделяли с дарами : участвовали во всех домашних огорчениях, радостях, несчастиях, покровительствовали всей семье и каждому ее члену в отдельности, особенно охраняли семейное спокойствие и довольство. Как боги питания, они почитались начатками пищи перед каждым приемом ее; перед их изображениями ставили солонки и тарелочки с небольшими дозами кушаний. Домашние П. (Penates familiares, privati, minores) сохраняли свое значение до последних времен язычества и даже перешли в область христианских религиозных представлений. Кроме частных П. были еще общественные (Penates publici, maiores), представители общественного благополучия, также стоявшие в связи с культом Весты. Каждый город имел свою Весту и своих П., не только у латииян, но вообще у всех италиков. Равным образом были П. у целых союзов: так П. латинского союза имели святилище в гор. Лавинии, куда сходились на поклонение им жители всех союзных городов. Каждый год консулы, преторы, диктаторы до вступления в должность и по сложении ее приносили здесь жертву перед изображениями П.; сюда приходили также для принесения жертв жрецы и военные начальники, отправляющиеся в провинции. По преданию, П. Лавинии — те самые, которые были унесены Энеем из Трои. Храм П. существовал и в Риме; первое упоминание о нем относится к 167 г. до Р. Хр. Колонии зажигали огонь своего общественного очага у очага своей метрополии и переносили с собой на новое поселение старых Пенатов. П. были чисто римскими божествами; на это указывает их отвлеченносимволический, безличный характер. Хотя у греков был культ гестий, соответствовавший культу Весты, но греческая мифология не создала божеств подобных П. У греков были боги покровители семьи, города, племени, но это были герои или личные боги, имевшие определенную физиономию. Число П. (как и ларов) на каждом очаге было два; они изображались в виде сидящих юношей, с копьями в руках. Ср. Jer. Muller, «De diis Romanorum Laribus et Penatibus» (1811); Jaekel, «De diis domesticis priscorum Italorum» (Берл., 1830); Klausen, «Aeneas und die Penaten»; Hertzberg, «De diis Romanorum patriis sive de Larum atque Penatium religione ef cultu» (Галле, 1840).
Н. О.

Пенджаб

Пенджаб или Панджаб (Punjab, Panjab, noперс. знач. пятиречье, по древн. инд. Пантшанада) — самая севзап. провинция Британской Индии, образованная в 1849 г. из областей, принадлежавших королевству Сикхов и др. Орошается пятью реками, которые берут начало в Гималайских горах и, соединяясь в Инде, впадают в Индийский океан; самая зап. из них: Джилам, далее на В Чинаб, Рави, Биас и Сетледж или Гасса; под последним именем известны соединенные pp. Биас и Сетледж до их впадения в Чинаб. П. граничит с С горными государствами Свот и Бонер в Кафиристане и Кашмиром, с З Келатом (Белуджистан) и Афганистаном, от которого отделяется вост. отрогами Сулеймановых гор, с Ю — Раджпутаной, Раном Качским и Аравийским морем, с В — Китаем и другими сев. зап. провинциями Британской Индии, от которых отделяется Джамуной. 509111 кв.км., 25130127 жит. (1891); 408816 кв. км., с 20866847 жит., приходится на непосредственно англ. области, остальное — на вассальные государства, так назыв. Punjab Native States и Чайпур, Сев. часть П. — гористая страна; с возвышенностями до 24000 фт.; южнее 34° ш. поверхность быстро понижается и переходит в наносную равнину П.; у подошвы Гималаев — огромные залежи горной соли, квасцов, серы, угля и гипса. Южная часть пров. П. находится вне географических границ П., на водоразделе междуречных обл. Инда и Ганга и в области Джамуны, притока Ганга. В сев. областях, у подошвы Гималаев, террасовидные склоны и долины славятся своим плодородием; в равнине плодородие зависит от разлития рек и искусственного орошения каналами; в других местах полосами попадаются хорошие пастбища, в общем же — пески и бесплодные пространства. П. производить в изобилии пшеницу, виноград, масличные растения; кроме того, отсюда вывозят соль, каменный уголь, железо, золотой песок, квасцы, серу, селитру, сахарный тростник, индиго. Шелководство и разведение чайных плантаций также успешно развиваются; скотоводством занимаются сикхи. Торговля солью и шерстяными товарами, а также транзитная торговля с Афганистаном довольно значительны. Последняя — по преимуществу караванная, на мулах и верблюдах; по Инду ходят пароходы, по Сетледжу — также, но только в дождливое время года. Жел. дорога соединяет П. с главной сетью Верхнеинд. жел. дорог и с океаном у Карачи. Население на С состоит по преимуществу из тибетских монголов и остатков прежних афганских победителей, которые рассеяны по всей стране. В общем население очень смешанное: бесчисленное множество различных племен и классов, частью магометан, частью индусов. В 1891 г. христиан числилось 53909, джайнов 45683, буддистов 6236, парсв 412, евреев 33. Большая часть населения занимается земледелием, но процент городского населения больше в П., чем в других провинциях Индии. Ср. Latif, «History of the Panjab» (Лондон, 1876).

Пенелопа

Пенелопа (Phneloph, Phnelopeia) — дочь Икария, уроженка Спарты, жена Одиссея, мать Телемаха, прославленная за свою супружескую верность. Разлучившись с Одиссеем, отправившимся тотчас по рождении Телемаха под Трою, она терпеливо в течение двадцати лет ждала его возвращения, то отчаиваясь, то снова веря, что он вернется. Чтобы избавиться от навязчивости женихов, она сказала, что отдаст свою руку одному из них только тогда, когда кончит своему престарелому отцу хитон; сотканное за день она распускала ночью, пока об этом не проведали женихи — но как раз тогда прибыл Одиссей. Они имели еще одного сына — Птолипорта. По позднейшему сказанию, П. изменила мужу с Гермесом, от которого у нее был сын Пан (по др. Пан — сын, зачатый от всех женихов). По возвращении, Одиссей прогнал ее от себя, после чего она удалилась в Спарту, а оттуда в Мантинею, где показывали ее могилу. По другому сказанию, она по смерти Одиссея вышла замуж за Одиссеева сына, Телегона.
Я. О.

Пенза

Пенза — губернский город, при впадении р. Пензы в Суру, на вершине и склонах довольно высокой горы (средняя высота — 550 фт.) и на окружающих ее равнинах. Станция СызраноВяземской жел. дороги; от П. идут еще железнодорожные ветви до ст. Рузаевки МосковскоКазанской дороги и до ст. Сердобск РязанскоУральской дороги. На р. Суре пристань. Жителей, по предварительному подсчету данных переписи 1897 г., 55680 (28207 мжч. и 27473 жнщ.). В 1896 г. православных считалось 51662, раскольников 85, католиков 839, протестантов 86, магометан 422, евреев 496, прочих исповеданий 95; дворян 888б, духовного звания 748, почетных граждан и купцов 4691, мещан 36864, военного сословия 2096, крестьян 5615, прочих сословий 86. В 1765 г. в П. было, кроме дворян и духовенства, 3492 ревизских души. По сведениям за 1865 г., жителей было 27151. 2 монастыря, мужской к женский; православных церквей 29, часовен 5, лютеранская црк., мечеть. На пространстве 896 дес. жилых домов 3697; лавок и магазинов 800. 2 мужские гимназии — 719 уч., одна женская — 530 уч., реальное училище — 178 уч., духовная семинария — 359 уч., при ней образцовая начальная школа — 55 уч., епархиальное женское училище — 292 уч., при ней школа — 30 уч., женская прогимназия — 240 уч., 2 духовных училища — 398 уч., учительская семинария — 49 уч., землемерное училище — 73 уч., училища: садовод30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58
Сейчас вы читаете Словарь Брокгауза, смотрите так же стихи Востока, интересные факты, справочник "Все фирмы Москвы", "Все фирмы Санкт-Петербурга", "Все фирмы Екатеринбурга", "Все фирмы Новосибирска", "Все фирмы Нижнего Новгорода", "Все фирмы Самары" и ищите в них.

Статьи, заметки, очерки о политической, экономической и культурной истории стран обоих полушарий земли.Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.
Hosted by uCoz