Слова на А. Слова на Б. Слова на В. Слова на Г-Д. Слова на Е-Й. Слова на К. Слова на Л. Слова на М. Слова на Н-О. Слова на П. Слова на Р. Слова на С. Слова на Т-Ф. Слова на Х-Я. Главная страница Поиск по сайту Написать письмоВаал (или Баал) — библейское название бога языческих семитов Палестины, Финикии и Сирии. По этимологическому своему значению слово это означает «господин», «владыка» и соответствует обычному названию Бога у евреев. Последние с незапамятных времён провели, однако, резкую разграничительную черту между своим Богом и В., причем термин В., употребляясь у них в обыденной речи в смысле господина, никогда не прилагался ими к своему Богу, а служил синонимом самого низменного идолопоклонства... | 2140144 15360 5104 139 1
Гватемала ляНуэва (Guatemala); иначе СантЯгодеГватемала — столица республики Гватемалы, на высоте 4961 ф. Дома ее одноэтажные, так как здесь часты землетрясения. Бывший дворец вицекоролей; 60 богатых церквей, университет, театр, арена для боя быков, водопровод. Фабрикация тончайшей кисеи, тонких бумажных тканей, серебряных изделий, искусственных цветов и великолепных вышивок. Торговля в цветущем состоянии. Нынешний город начать постройкой в 1776 г., после страшного землетрясения, совсем разрушившего Старую Гватемалу. Жителей 70 тыс. (1890). Старый город Гватемала (Antigua G.), называемый также СантЯгодеКабальерос, лежит неподалеку от ГватемалыляНуэва, у подошвы вулкана Агуа, извержением которого она была засыпана в 1541 г. Снова отстроена после землетрясения 1773 г. В окрестностях много сахарных заводов. Жит. 15 тыс. Ср. Squier, «The states of Central America» (Л. 1878); Morelet, «Amer. Centrale» (П. 1859), «Censo general de la republica de Guatemala» (1881); Stephens, "Trav. in Central America etc. " (Нью Йорк, 1844; нем. перевод, Лпц. 1847). Е. Гарднер.
Гвидо Аретинский
Гвидо Аретинский (Guido d'Arezzo) — бенедиктинский монах, знаменитый музыкальный теоретик и педагог (955 — 1050). Г. обратил особое внимание на нотацию и сольмизацию. Невмы он помещал на четырех линейках и этим облегчил чтение мелодии. В сольмизации Г. ввел новые названия нот: ut, re, mi, fa, sol, la. Г. разработал тоже систему гексахордов. Для более наглядного объяснения их Г. пользовался левою рукою, обращенною ладонью кверху. Суставы пяти пальцев соответствовали нотам системы гексахордов. Нарисованная рука, с обозначением на каждом суставе ступеней гексахордов, называлась Гвидоновой рукой. Выдающаяся сочинения: «Micrologus de disciplina artis musicae», «Regulae de ignoto cantu», «Epistola Michaeli Monaco». О Г. писали Анжелони, Ристори, Кизеветтер и др. М. П.
Ге (Николай Николаевич)
Ге (Николай Николаевич) — один из оригинальнейших, по направлению, русских художников живописцев, род. 1831 г. Воспитывался в гимн. в Kиеве, потом поступил в киевский унив., а оттуда перешел в петербургский; но на второй же год, оставив унив. и поступил в акд, худож. (1850), где и занимался 7 лет. За картину «Волшебница андорская вызывает тень Самуила для царя Саула» удостоен золотой медали и послан заграницу, где оставался с 1857 — 63 гг. По возвращении в Россию выставил первую картину («Тайная Вечерь»), написанную согласно его настроению и пониманию евангельской истории Иисуса Христа. За этой картиной последовали: «Вестник Воскресения» и «Христос в Гефсиманском саду» — картины. написанные художником за границею, куда он вторично уезжал еще на 7 лет. Во Флоренции он написал портрет с А. П. Герцена (галерея Третьякова в Москве) в год его смерти, и впоследствии сделал с этого портрета 4 копии для разных лиц. В 1870 г. возвратился в Петербург, где написал три исторические картины: «Петр Великий и царевич Алексей» (особенно замеченная на выставке, где она считалась первою), «Екатерина II у гроба Елисаветы», «Пушкин в Михайловском»; первая находится у Третьякова, вторая у г. Полетики, третья приобретена Н.А.Некрасовым. Кроме того, Г. написал портреты И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова, Н. И. Костомарова, А. А. Потехина ими. др. С 1875 г. поселился в Черниговской губ, где занимал различные должности по выборам в продолжение 6 лет. С 1862 г. сблизился с графом Л. Толстым, что, вместе с предварительной внутренней работой, повлияло на род жизни Г. и характер его художественной деятельности. Он написал картину «Милосердие или не Христос ли это», желая в нищем изобразить Христа; впоследствии Г. уничтожил эту картину, как не удовлетворившую никого, в том числе и самого художника. С 1884 г. он написал ряд картин из жизни Спасителя, портрет Л. Н. Толстого и сделал 10 рисунков к рассказу: «Чем люди живы». Картины: «Выход с Тайной Вечери» (собств. Дервиза), «Что есть истина?» (гал. Третьякова), «Совесть (Иуда)» «Повинен смерти» (суд Синедриона над Иисусом Христом, 1892) завершили деятельность Г. до начала нынешнего года. Теперь Г. пишет «Распятие» и продолжает составление рисунков на евангельские сюжеты. Г. занимался в скульптурой: он вылепил бюсты В. Г. Белинского и Л. Н. Толстого, из которых второй замечателен не только, сходством, но и в техническом отношении. Некоторые картины Г. возбуждали разнообразные толки, как не соответствовавшие по своей идейности общепринятым способам обработки избираемых сюжетов; но были и сочувственные отзывы в печати.
Гегемония
Гегемония (hgemonia), буквально — предводительство; это слово, которым означалось вообще право верховного распоряжения над кем или чемнибудь (над государством, войском, судном), приобрело у греков, со времени персидских войн, значение выдающегося политического положения одного из греческих государств (обыкновенно — Спарты или Афин) среди других. Главною принадлежностью Г. было, при общих военных предприятиях, руководительство военным делом.
Гедимин
Гедимин или Гедымин — в. кн. литовский, сын Лютувера или Литавора, брат Витена. По одним источникам он считался сыном, по другим — конюхом Витена, в заговоре с женой последнего убившим его и овладевшим его троном; при этом русские источники ставили Витена в родословную связь с домом смоленских или полоцких князей. Лишь недавно вновь открытые документы дали возможность установить точную генеалогию Г. Подобно брату своему, Витену, которому он наследовал в 1316 г., Г., соединяя под своею властью не только собственно литовские, но многие русские земли, в значительной степени опирался на русский элемент; в сношениях с иноземными государствами он принимал титул короля Литвы и Руси, назначал русских людей в посольства; русским был и наиболее видный сподвижник его — Давид, староста гродненский. Из русских земель под властью Г. находились: Черная Русь, присоединенная литовцами еще в начале XIII в.; земля Полоцкая, присоединенная при Миндовге и при Г. управлявшаяся братом его, Воином; княжества Минское, Пинское и Туровское, попавшие под власть Литвы, вероятно, в конце XIII или начале XIV в., и княжество Витебское. Рассказ о походе Г. в 1320 — 21 г. на Волынь и Киев и завоевание этих областей, относится, как доказал проф. Антонович, к области исторических легенд и возник уже в XVI в. Г. старался распространить свое влияние и на другие соседние русские земли, главным образом — Псков и Новгород. Он помогал псковичам в их борьбе с Ливонским орденом, поддерживал в Пскове против Ивана Калиты и позднее укрывал в своих владениях кн. Александра Михайловича, стоял на стороне псковичей в их стремлении достигнуть полной независимости от Новгорода в церковном отношении. С новгородцев Г., захватив однажды новгородского владыку и бояр, взял обещание дать кормление сыну его Наримунту, и обещание это было исполнено в 1333 г., когда Новгород, теснимый Иваном Калитою, дал Наримунту в отчину Ладогу, Ореховец, Корельскую землю и половину Копорья. Впрочем, Наримунт жил больше в Литве, а в 1338 г., когда он не только не явился на зов Новгорода защищать его против шведов, но и отозвал своего сына Александра, всякие связи его с новгородцами порвались. Так, уже при Г. намечались основы той политики вел. кн. литовских по отношению к русским землям, которая впоследствии приводила их к столкновениям (с князьями московскими; в данное время, однако, непосредственные сношения обоих государств носили еще мирный характер и в 1333 г. Симеон Иванович даже женился на дочери Г., Айгусте, в крещении Анастасии. Внимание Г. сосредотачивалось в особенности на борьбе с теснившим литовцев Ливонским орденом. В 1325 г. он принял предложение союза со стороны польского короля Владислава Локотка, выдал за его сына и наследника, Казимира, свою дочь Альдону, в крещении Анну, и предпринял совместно с поляками ряд удачных походов на крестоносцев, причем особенно сильное поражение последние потерпели в битве под Пловцами в 1331 г. Вместе с тем Г. вмешался и во внутренние дела Ливонии, где в это время шла междоусобная война между архиепископом рижским с г. Ригою, с одной стороны, и орденом, с другой; принял сторону первых против ордена и успел значительно ослабить крестоносцев, так что в последние годы его жизни они уже не совершали больших походов на Литву. Г. приписывается построение городов Трок и Вильны. Оставаясь сам до конца жизни язычником, Г. отличался веротерпимостью: жители подвластных ему русских областей свободно исповедывали православную веру, и он не препятствовал литовцам принимать ее; в Вильне существовали два католических монастыря, а третий находился в Новгороде. Полоцкий архиерей, управлявший православной церковью в пределах владений Г., принимал участие в поместных соборах русского духовенства, и сын Г., Глеб Наримунт, принял православие при жизни отца. Г. Умер в 1340 или 1341 г., убитый при осаде одной из крепостей крестоносцев выстрелом из огнестрельного оружия, только что входившего в употребление. После него осталось 7 сыновей, разделивших его владения на уделы. См. Никитский: "Кто такой был Г. " ("Русск. Стар. ", 1871, т. 4); В. Б. Антонович, «Монографии по истор. зап. и югозап. России», (т. II, Киев, 1885); Stadnicki, «Synowie Gedymina» («Rozprawy wydz. hist. Akademii» (Краков, 1875, т. III); «Koryat Gedymnowicz i Koryatowicze» (там же, 1887 г., т. VII); «Olgerd i Kiejstut» (Львов 1870); Jozef Wolf, «Rod Gedymina» (Краков, 1886). В. Мн.
Гедонизм
Гедонизм или идонизм (от греч. hdonh) — удовольствие, этическое учение признающее высшим благом и целью жизни чувственные удовольствия.
Геенна
Геенна — новозаветное название «долины Енномовой» (поеврейски Гегинном), идущей от горы Сиона к долине Кедронской. По преданию, здесь, во времена усиления идолопоклонства среди израильтян, народ приносил своих детей в жертву Молоху. Благочестивый царь Иосия, с целью искоренить идолопоклонство, осквернил эту долину в глазах народа, сделав ее местом свалки нечистот. Смрад, шедший от этой долины, сделал ее впоследствии символом ада (Ев. от Матфея, V, 22).
А. А. Л.
Гейзе
Гейзе (Поль, J. Ludw. Paul Heyse) — выдающийся современный нем. писатель, сын Карла и внук Иоганна Г., родился в 1830 году в Берлине. Рано уже приобрел известность трагедией «Franceska von Rimini» (В., 1850) и двумя эпическими поэмами: «Die Bruder» и «Urica». C 1854 г., по приглашению баварского короля Максимилиана II, навсегда поселился в Мюнхене. Менее всего замечательны его драмы, кот., в большинство случаев — приспособленные к сцене романы. Лучшие из них: «Ludwig der Baier», «Hans Lange», «Meleager», «Die Sabinerinen», «Hadrian» и «Alcibiades». Талант Г. сказывается ярче всего в его новеллах (число кот. доходит до 50) и в 2х романах: «Im Paradiese» (1875) и «Kinder der Welt» (1871). В них Г. является восторженным защитником естественных побуждений человеческого сердца против требований условной морали. Единственная нравственная обязанность, которую он признает — преклонение пред голосом природы; истинный грех — нарушение ее велений. В этом духе написан его роман «Im Paradiese», наделавший много шума в Германии и за границей. Основная идея этого романа — защита свободы любви, причем, однако, автор заканчивает его законным браком героя и героини. Главная прелесть романа — талантливое, художественное изображение жизни Мюнхена, с его общественными и артистическими интересами; рассуждения об искусстве, которыми переполнен роман, обнаруживают в авторе не холодного теоретика, а настоящего знатока искусства. В другом сенсационном романе «Kinder der Welt», Г. является адвокатом свободы совести, ненавистником всякой догматики. Новеллы Г. посвящены, главн. образом, психологии любви и богаты мастерскими изображениями женских фигур, более всего удающимися автору. Г. — тонкий артист, особенно в изображении итальянской жизни, и прекрасный переводчик Шекспира, итальянских и испанских поэтов. Ср. G. Brandes, «Moderne Geister»; Th. Ziegler, «Studien und Charakterkopfe»; O. Kraus, «P. H's. Novellen und Romane». Оба романа Г. и большинство новелл имеются и в русском переводе. З. Венгерова.
Гейзер
Гейзер представляет собою весьма своеобразный минеральный ключ, отличающийся особенным периодическим характером своей деятельности. Под именем большого гейзера в Исландии известен холм конической формы, срезанный на вершине, где находится воронкообразное углубление. Из этого углубления периодически, от 24 — 30 часов, различно для различных гейзеров, обнаруживается извержение, при котором наблюдается взрыв, — выбрасывается вода, находящаяся в воронке гейзера, а за нею и пары воды. За взрывом, или извержением, снова наступает покой, за которым опять чрез известный промежуток следует взрыв и т. д. Можно и искусственно вызвать гейзер к деятельности, бросая внутрь его воронки камни. Такое бросание камней может заставить гейзер нарушить его обыкновенные периоды, и воспоследует взрыв, при котором, кроме вышеупомянутых продуктов извержения, будут выброшены и камни. Впервые такие гейзеры сделалась известны из Исландии, где они расположены у подножия вулкана Борнафела, но позднее найдены и в других местах: Гохстеттером в Новой Зеландии, близ Таупо, и Гайденом на притоках р. Миссури, в Сев. Америке. Воды, извергаемый гейзером, довольно сильно минерализованы содержанием в них кремневой кислоты, которая и отлагается, в силу охлаждения вод, в виде осадка, получившего название гейзерита и состоящего из водной кремневой кислоты. В особенности интересно отложение этого осадка на притоках Миссури в Америке. Здесь гейзеры обнаруживаются. довольно высоко в выбрасываемые ими воды падают каскадами. При подобном падении вод отлагающийся гейзерит выстилает собою ложе таких потоков, образуя как бы ряд застывших водопадов: один уступ поднимается над другим, этот над третьим и т. д. На каждом уступе можно видеть отдельные бассейны, которые периодически, после извержения, наполняются водою и, при переполнении их, вода, переливаясь чрез край уступа, падает на следующий и т. д. Во время такого перепада идет отложение гейзерита. Картина ложа вод гейзера в этих случаях поразительная. Вот почему американское правительство взяло под свое покровительство район гейзеров по притокам р. Миссури и назвало местность «Национальным парком». Подобную картину представляют и гейзеры Новой Зеландии, в особенности около озера Ротомагана, где также наблюдается как бы ряд застывших водопадов. Причина периодической деятельности гейзеров давно привлекала в себе внимание ученых. Существует несколько попыток разгадать ее, но наиболее основательная принадлежит Бунзену и Деклюазо, которые прежде всего постарались определить температуру воды в гейзере до извержения. Такое определение показало, что в то время, когда на поверхности воды в гейзере наблюдается около 80° C, на глубине 22 метров вода находится при 126° С, т. е. в перегретом состояли, но она не кипит, потому что давление столба воды в 22 метра достаточно, чтобы задержать кипение. Впрочем, положение неустойчиво, и от нижних слоев воды идет передача высокой температуры к верхним, в когда верхние слои закипят, сразу установившееся равновесие нарушается и вода, находящаяся30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58 Сейчас вы читаете Словарь Брокгауза, смотрите так же стихи Востока, интересные факты, справочник "Все фирмы Москвы", "Все фирмы Санкт-Петербурга", "Все фирмы Екатеринбурга", "Все фирмы Новосибирска", "Все фирмы Нижнего Новгорода", "Все фирмы Самары" и ищите в них.
Статьи, заметки, очерки о политической, экономической и культурной истории стран обоих полушарий земли.Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.
|