Словарь Брокгауза
      Буквы:

      Слова на А.
      Слова на Б.
      Слова на В.
      Слова на Г-Д.
      Слова на Е-Й.
      Слова на К.
      Слова на Л.
      Слова на М.
      Слова на Н-О.
      Слова на П.
      Слова на Р.
      Слова на С.
      Слова на Т-Ф.
      Слова на Х-Я.
       Главная страница
       Поиск по сайту
       Написать письмо

Ваал (или Баал) — библейское название бога языческих семитов Палестины, Финикии и Сирии. По этимологическому своему значению слово это означает «господин», «владыка» и соответствует обычному названию Бога у евреев. Последние с незапамятных времён провели, однако, резкую разграничительную черту между своим Богом и В., причем термин В., употребляясь у них в обыденной речи в смысле господина, никогда не прилагался ими к своему Богу, а служил синонимом самого низменного идолопоклонства...

2140144 15360 5104 139 1рн. и сенат. Император Николай I перевел сюда, после абоского пожара, и университет. Г. лежит на южном конце полуострова, между заливом Кронбергсфьерден на В и залми Бредвикен и Хуплаксвикен на 3. Кронбергский залив, замыкаемый с юга группой овов, на которой построен Свеаборг, представляет превосходную обширную гавань, которая полуостровом Скаттудден подразделяется на две части: на северную и южную. В самой северной части залива лежит местечко Сёрнес (Sornas), куда проведена ветвь железной дороги и где суда могут удобно нагружаться и разгружаться. На зап. стороне Г. находится третья гавань его, Сандвиксгамн. Гавани снабжены гранитными набережными. Около южн. гавани лежит торговая площадь, служащая и рынком; здесь находится императорский дворец, с прекрасной тронной залой и несколькими картинами известных финляндских художников, а также гранатный монумент в память посещения Г. импер. Александрой Федоровной. Лучшая улица города — Эспланада, с памятником Рунебергу и театрами, шведским и финским (в Г. существует и русский театр); рыцарский дом, где во время сейма заседают дворянское сословие и духовенство; лютеранская церковь св. Николая, на довольно высокой скале, господствующей над городом ратуша (Radhuset), где иногда во время сейма заседает сословие горожан; студенческий дом; здание сейма; Атенеум, где помещаются школы рисовальная и ремесленная; астрономическая обсерватория. На полуострове Скаттуден находится православная Успенская церковь, монетный двор, тюрьма. Всего в Г. 3 шведских и финских церкви, 2 православных, 1 католическая, 1 немецкая лютеранская, 1 еврейская синагога. Парки Кайсанифми и Ульрикасборгский (или Бруннспарк), с многочисленными дачами и купальным заведением. Ботанический сад; построенный известной всему скандинавскому миру народной учительницей Алли Трюгг «Дом для народа», где помещаются ясли для грудных детей рабочих, детский сад, зал для народных чтений и концертов, библиотека для народа, прачечная и лавка потребительного товарищества. Жит. в Г., с Свеаборгом, около 65 тыс. (не считая русск, войск). В 1881 г. около 55% населения говорило на шведском языке и около 36% на финском; остальные ж. — преимущественно русские (главным образом — военные и купцы) и немцы. Громадное большинство населения — протестанты. Из учебных заведений в Г., кроме Александровского унив, политехническая школа, состоящая из отделений инженерного, машиностроительного, архит., землемерного и хим. технологического; классический шведский нормальный лицей, классически финский лицей, шведский реальный лицей, несколько частных лицеев, шведская реальная школа; женских средних учебных заведений: казенных — 2 шведских и 2 финских, частных — 4 шведских, 1 финское и 1 шведсконем.; морская школа, коммерческий инст., промышленная школа (шведскофинская), ремесленная школа (тоже); народная и воскресные школы. Из русск, учебных заведений — Александровская классическая гимн., Мариинская женская гимн., народная школа и детский сад. Отделение финского библейского общества; финское научное общество, с мат. физ., естественноисторической и историкофилологической секциями и центральным метеорологическим учреждением; общество для изучения финской фауны и флоры; финское историческое общество; общество финляндской географии; финскоугорское общество; финское общество врачей; общество двенадцати (мед.); финское литературное общество; шведское литературное общество; общество просвещения народа; финское общество искусств, коллекции которого помещаются в Атенеуме; юридическое общество; педагогическое общество; общество для содействия ремеслам в Финляндии, с центральной школой; финское общество для сохранения памятников старины; финское общество лесоводства; географическое общество; тюремное общество; общество трезвости; финское миссионерное общество; финское издательское общество. Коллекция картин общества для содействия ремеслам; галерея Сигнеуса. Кредитных учреждений, кроме госуд. финляндского банка, в Г. семь, страховых — пять. Газеты: «Nya Pressen», «Dagbiad», «Finniand», «Unsi Suornetar», «Hufwudstadsbldet», журнал «Вальвойа» и два юмористических листка. Обширная больница, с которой соединены университетские клиники (расходы по ее содержанию в 1889 г. =469162 марки); русский военный госпиталь; морские купанья в Бруннспарке, Теле и Сандвикен; лечебница для душевнобольных, школа для слепых. Доходы г. в 1889 г. равнялись 2702989, расходы 2901549 м. : расходы по администрации и общественной безопасности составляли 478136 м., на учебные заведения 319834 м., по санитарной части 41027 м., по квартированию войск 248133 м., на содержание пожарной команды 65385 м., на содержание бедных 123316. Долг г. к 1889 г. 3169561 м. Г. снабжается водою из р. Ванды; в 6 в. от г. у водопада построены турбины, поднимающие воду в резервуары для фильтрования; отсюда по трубам она проводится на башню, построенную на высокой горе, около Г. и из ее по городу. В 1887 г. в Г. было 444 промышленных заведения, с 5205 рабочими и ценностью производства в 14880835 м.; в том числе 8 мех. (560 рабочих, ценность производства 1650000 м.), 3 пивоваренных (300 рабочих, 1400000 м.), сах. зав. в Теле (96 рабочих, 2300000 м.), 6 табачных фбр. (370 рабочих, 1800000м.), 9 винок. и спиртовых зав., 2 асфальтовых, фаянсовая фбр., шпалерная, 7 типографий, 3 литографии и т. д. Близ г. фарфоровый завод (240 рабочих, 600000 м.), несколько лесопилен, 2 пивоваренных завода и друг. Положение Г. весьма удобно для торговли, благодаря трем гаваням и ж. д., соединяющей его с СПб. и важнейшими гг. Финляндии; по ввозу он занимает первое место в Финляндии; ввоз находится преимущественно в руках русск. купцов. Главные предметы вывоза: дерево, масло, рыба, мнф. товары. Вывоз сильно возрос за последние года, благодаря проведению новых ж. д. Общая сумма торговых оборотов Г. — около 40 миллионов марок в год; таможенные сборы в 1890 г. достигали 6200520 марок. Число прибывших судов в 1887 г. 1332, в 224457 peг. тонн; отошедших — 942, в 214811 peг. тонн. Н. Книпович.

Гемма

Гемма (дат. gemma; греч. liJoV) — кусок какоголибо так назыв. твердого камня, полированный, с вырезанною на нем надписью или художественным изображением. Произведения этого рода можно разделить на две категории: в одних, изображение представляется углубленным, как в общеупотребительных печатях; в других оно выступает над поверхностью камня в виде более или менее значительного рельефа. Г. первой категории присвоено ит. название интальи (intagli, полат. gemmae exculptae, погреч. anaglija); вторые называются камеями (carmei, g. caelatae, entupa).
Искусство резьбы на твердых каменьях, или глиптика, составляющее особую отрасль скульптуры, было известно еще глубокой древности, и его технические приемы были исстари почти те же самые, что и в настоящее время, а именно, заключались в том, что резчик, соображаясь с предварительно вылепленною из воска моделью, воспроизводил на камне ее изображение помощью стальных резцов и быстро вращающихся острых инструментов, напилков и колесиков. Для интальи, которые обыкновенно играли роль печатей, употреблялись преимущественно сердолик и красноватый халцедон. Камеи служили, главным образом, принадлежностью женских уборов — вставлялись в перстни, носились в качестве амулетов, медальонов, аграфов, брошек, составляли своим соединением ожерелья и т. п.; для них предпочтительно брался оникс или разноцветнослоистый агат, при чем художник нередко пользовался этою разноцветностью для достижения не только скульптурного, но и живописного эффекта, вырезывая рельеф, напр., в белом верхнем слое камня и делая темный нижний слой фоном; иногда природа камня позволяла художнику придавать работе еще большую живописность, напр., на белом изображении, рисующемся на темном фоне, оставлять в известных местах куски самого верхнего, рыжеватого или красноватого слоя. Кроме вышеупомянутых каменьев, употреблялись для гемм и другие: яшма, аметист, топаз, рубин, лапислазури в т. д. Наконец, материалом служили подкрашенные, менее твердые камни и стекло (последнее, вследствие легкости его отливки в форму, распространило множество подделок под интальи и камеи), а в новейшую пору стали также служить некоторые морские раковины.
Возникновение глиптики относится к незапамятным временам, как о том свидетельствуют резные каменья, дошедшие до нас в большом количестве от древних египтян (скарабеи), халдеев (вавилонские и ассирийские амулеты и цилиндрические печати), финикиян и индийцев. Что это искусство было знакомо Греции еще в героическую эпоху ее истории, доказывается микенскими находками Шлимана. Производство Г. усилилось у греков после мидийских войн и достигло высшего своего развития в век диадохов. Художники Эллады сначала ограничивались исполнением интальи, дальние которых не шел даже знаменитейший из резчиков IV в. до Р. Хр., Пирготель, которому предоставлено было исключительное право гравировать портреты Александра Македонского. Но столь простое искусство перестало удовлетворять роскошных преемников всемирного завоевателя, и это привело к изобретению и распространены камеев. Знакомство с геммами, будучи заимствовано римлянами от этрусков, усилилось у первых после участившихся сношений их с Грецией. Вкус к этим изящным изделиям распространился в Риме, особенно в конце республиканской эпохи и при первых императорах; но художники, занимавшиеся тогда глиптикой, были по большей части не туземные мастера, а греки. Из них более других прославился Диоскорид, работавший во времена Августа. Среди многочисленных античных Г., сохранившихся до наших дней, самыми замечательными по своей величине и художественному достоинству считаются: 1) так назыв. «Мальмезонский камей» или «камей Гонзага», хранящийся в Имп. Эрмитаже, в СПб. (оникс, вышиной в 0, 15 м., представляющий грудные портреты Птоломея Филадельфа в его сестры и жены, Арсинои; 2) "Августовская Г. ", в имп. венском собрании древностей (сардоникс, с изображением обоготворенного Августа, восседающего на троне, рядом с богинею Ромой; 3) «Тиверианский камей», в парижском кабинете резных каменьев (агат, выш. в 0,32 м., с изображением в 20 фигурах семейства Августа и побежденных им народов) и 4) «Брауншвейгский агат», в тамошнем музее (повидимому, сцены таинств Диониса и Диметры, в 12 фигурах на 3 полях).
С упадком античной цивилизации, для глиптики, точно также, как и для прочих отраслей искусства, наступил продолжительный период застоя. Хотя Византия и продолжала производить Г., служившие преимущественно печатями или шедшие на украшение священных сосудов и разных предметов церковной утвари, однако достоинство их сильно понизилось; на Западе же для подобных целей пользовались во все продолжение Средних веков, либо античными резными каменьями, либо византийскими продуктами и грубыми изделиями туземных мастеров. Эпоха возрождения вызвала замершее искусство снова к жизни и возвратила ему, вместе с античным характером, почти античное совершенство. Художникам этой эпохи приходилось, однако, гравировать на своих геммах не столько мифологические и аллегорические сюжеты, господствовавшие в грекоримской глиптике, сколько портреты современных лиц. С тех пор резьба на твердых каменьях не переставала развиваться далее следуя, в своем движении, за историческим ходом прочих отраслей искусства. Родоначальниками новейшей глиптики можно считать итальянцев Витторио Пизано (1368 — 1448) и знаменитого ваятеля Донателло (1383 — 1466). Продолжателями их направления явились, в XVI ст., между артистами Италии, П. М. ДаПешиа (процветавший в 1513 — 1521 г.), М. ДельНассаро (умер 1547), Дж. Бернарди диКастельБолонезе (1495 — 1555) и многие другие таланты, отлично усвоившие себе античное направление и оживлявшие его непосредственным изучением природы. Во Франции в эту же пору прославился в особенности Ж. деФонтене, прозванн. Кольдоре. Наступившее в XVII в. господство стиля барокко причинило в глиптике сравнительный застой, из которого, впрочем, она выступила в следующем столетии на широкую дорогу, благодаря, с одной стороны, возбудившемуся снова уважению к принципам античного искусства, а с другой — распространившейся среди богатых и знатных людей охоте составлять коллекции резных камней (дактилеотеки). Значительнейшие резчики Г. в XVIII ст. были итальянцы Ант. Пихлер (1697 — 1779) и его высоко даровитый сын Джованни (1734 — 1791), нюренбержец и. Х. Дорш (1676 — 1732), шваб и. А. Наттер (1705 — 1762), трудившийся в разных местах Европы и, под конец своей жизни, в Петербурге, саксонец Г. В. Теттельбах (1750 — 1813), англичанин Н. Маршант (1755 — 1793), лучший из всех мастеров новейшего времени после Дж. Пихлера, француз Ж. Гюе (1715 — 1793), его ученик Ж. М. Симон (1749 — 1834) и К. Л. Лебрехт (1749 — 1827), главный медальер спб. монетного двора, руководитель имп. Марии Феодоровны в ее любительских занятиях медальерным делом. В XIX ст., вследствие почти совершенного отсутствия требований на вполне артистические произведения этого рода, резьба на твердых каменьях малопомалу утрачивала свое достоинство и под конец обратилась в полуфабричное производство; тем не менее, в начале этого столетия можно указать на нескольких превосходных мастеров по ее части, из числа которых наиболее выдаются Дж. Джирометти (1780 — 1851), работавший в Риме, Червара (там же), Берини (в Милане). Дж. Каландрелли (в Берлине) и профессор тамошней академии худож. и. К. Фишер (1802 — 1862). В настоящее время, во многих пунктах Европы и Америки имеются более или менее замечательные собрания как античных, так и новейших гемм, составляющие достояние правительств, или принадлежащие частным лицам. Самые богатые из государственных коллекций находятся в Риме, Неаполя, Вене и Париже, Лондоне, Петербурге (Эрмитаж) и Берлине. Ближайшее знакомство с техникою и историей резьбы на твердых каменьях можно почерпнуть из сочинений: J. Frischholz, «Lehrbuch der Steinschneidekunst» (Мюнхеа, 1820); К. Е. Kluge, «Handbuch der Edelsteinkunde» (Лейпц., 1860), и Bucher, «Geschichte der technischen Kunste», Штутгардт, 1875; статья Г. Роллетта — «Glyptik»). А. Сомов.

Геморрой

Геморрой (Haemorrhois. Phlebectasia haemorrhoidalis) — болезненное расширение вен заднего прохода и прямой кишки, особенно подслизистой и подкожной рыхлой клетчатки; такому расширению обыкновенно сопутствует катарр слизистой оболочки кишки. Расширение бывает сплошным или чаще в виде отдельных узлов (varices); узлы располагаются обыкновенно кольцом внутри кишки или снаружи отверстия заднего прохода («внутренний» или «наружный» Г.), нередки сочетания наружновнутренних шишек. В старину особенно резко разделяли Г. на «открытый и закрытый», смотря потому, сопровождается он кровотечением или нет. Обильное сплетение вен в нижней части прямой кишки и вокруг заднепроходного отверстия по анатомическому устройству представляется предрасположенным к застою крови вследствие отсутствия заслонок в геморроидальной вене и потому, что оно составляет посредствующее звено между обшей венозной системой и системой воротной вены, находясь под большим влиянием последней; малейшие колебания и затруднения кровообращения в последней передаются геморроидальным венам. Слизистая рыхлая оболочка кишки представляет также очень благоприятную среду для расширения вен. В этиологии Г. играет также роль общее наследственное предрасположение. Ближайшими причинами Г. служат: зам1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
Сейчас вы читаете Словарь Брокгауза, смотрите так же стихи Востока, интересные факты, справочник "Все фирмы Москвы", "Все фирмы Санкт-Петербурга", "Все фирмы Екатеринбурга", "Все фирмы Новосибирска", "Все фирмы Нижнего Новгорода", "Все фирмы Самары" и ищите в них.

Статьи, заметки, очерки о политической, экономической и культурной истории стран обоих полушарий земли.Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.
Hosted by uCoz