Словарь Брокгауза
      Буквы:

      Слова на А.
      Слова на Б.
      Слова на В.
      Слова на Г-Д.
      Слова на Е-Й.
      Слова на К.
      Слова на Л.
      Слова на М.
      Слова на Н-О.
      Слова на П.
      Слова на Р.
      Слова на С.
      Слова на Т-Ф.
      Слова на Х-Я.
       Главная страница
       Поиск по сайту
       Написать письмо

Ваал (или Баал) — библейское название бога языческих семитов Палестины, Финикии и Сирии. По этимологическому своему значению слово это означает «господин», «владыка» и соответствует обычному названию Бога у евреев. Последние с незапамятных времён провели, однако, резкую разграничительную черту между своим Богом и В., причем термин В., употребляясь у них в обыденной речи в смысле господина, никогда не прилагался ими к своему Богу, а служил синонимом самого низменного идолопоклонства...

2140144 15360 5104 139 1варенных соков. В «De fracturis» и «De articulis» и др. подробно излагаются операции и хирургические заболевания. Из описаний Г. явствует, что хирургия в глубокой древности стояла очень высоко; употреблялись инструменты и разные приемы перевязок, имеющие место и в медицине нашего времени. В сочинении «De гаtione victus in acutis» и др. Г. положил начало рациональной диэтетике и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных, что впоследствии было забыто, и с этою целью установил диеты, применительно к формам болезней — острых, хронических, хирургических и т. д. О "Г. " и «Гиппократовом сборнике» существует громадная литература; из рус. сочинений заслуживают особенного внимания: «Очерки истории медицины» С. Ковнера (вып. II. Киев, 1883). Перевода «Г. сборника» на новейшие языки имеется несколько изданий; на рус. язык переведены книги «О древней медицине» и «Афоризмы». А. Л. — ий.

Гирке

Гирке (Оттон Gierke) — очень известный современный юрист, профессор германского права в Берлине, один из немногочисленных последовательных германистов в духе Эйхгорновской ветви исторической школы. По мнению Г., лишь позитивное, историческое право, живущее в органических общественных союзах, и прежде всего в народе, есть действительно существующее и нормальное право. Рационалистическое же «естественное право», основой которого является суверенная личность — мечта, осуществление которой ведет к гибели общества. Право, поэтому, всегда национально; творец его — «народный дух», особенности которого отражаются на праве. Последние выражены определенно и в национальном герм. праве. Основная его черта — склонность к ассоциации, корпоративной жизни, ставящей личность в связь с общественными интересами и сочетающей право с обязанностью. Герм. право, поэтому, не знает ни суверенного государства, ни суверенной личности; оно не проводит различия между публичным и частным правом. Зато публичному герм. праву чужд абсолютизм; в нем «дует веяние естественно правовой мечты», «присутствует идея личной свободы». Частное герм. право — вполне социальное: «оно проникнуто идеей общности», в него просочилась «капля социалистического масла». Удовлетворить нарождающимся потребностям гражданской жизни римское право неспособно. Его вещное право с доминирующей идеей безграничной собственности — «не только не социальное, но антисоциальное право»; его обязательственное право, преследуя только интересы оборота и в совершенстве обработанное технически, «отдает неопытного обывателя — в руки ловкого дельца, мелкого ремесленника и крестьянина — в руки крупного предпринимателя, рабочего — в руки капиталиста»; семейное же и наследственное — покоятся на идеях, совсем не схожих с национальными. Мысли об особенностях герм. права обоснованы Г. в его больших сочинениях: «Das deutsche Genossenschaftsrecht» и «Die Genossenschaftstheorie and die deutsche Rechtssprechung», содержащих богатый исторический и современный судебнопрактический материал. Критика современного романистического права представлена Г. в соч., посвященных разбору нового проекта обшегерм. уложении: «Der Entwurf eines burgerlichen Gesetzbuches und das deutsche Recht», «Die sociale Aufgabe des Privatrechts», «Personengemeinschaften und Vermogensinbegriffe in. dem Entwurfe» и т. д. В этих последних сочинениях современные гражданскоправовые идеалы неосновательно смешиваются с национальными особенностями герм. народного духа; но, помимо этого недостатка, критика Г. — очень заметное явление в современной литературе. Кроме названных сочинений, Г. принадлежат: «Naturrecht u. deulsches Recht» и «Johannes Althuslus und die Entwickelung der naturrechtlichen Staatstheorien». Издаваемые им "Untersuchungen zurdeutschen Staats— und Rechtsgesch. " представляют собрание монографий по истории германского права. В русской литературе изложение воззрений Г. сделано было Бруном в «Русской Мысли» 1890 г. № 10 и Гервагеном в «Юридическом Вестнике» 1891 г. №№ 7 — 8. Критику его теории обществ. союзов см. у Sobm'a, «Die dentsche Genossenschaft» (1889). В. Н.

Гирландайо

Гирландайо (Ghirlandaio) — прозвище нескольких итал. (флорент.) художников, из которых особенно известны два: 1)Доменико Г, (1449 — 94). Его отец Томазо Бичарди славился в свое время, как искусный золотых дел мастер; сохранилась легенда, что ювелирные гирлянды, которые он делал для головного убора девушек, были в большой моде и что вследствие того было дано ему прозвище «гирляндщик» (ghirlandaio), перешедшее и на его сыновей и внука. Доменико Г. первоначально готовился быть также золотых дел мастером, но рано обнаружил замечательные способности к живописи. Учителем его в ней был А. Бальдовинетти. К самым ранним произведениям этого мастера принадлежат фрески, исполненные им в Риме, но от этих работ сохранилось только «Призвание к апостольству св. Петра и Андрея»; затем, фресковый лик блаженного Иеронима в црк. Оньисанте во Флоренции, на котором все окружающее блаженного Иеронима представляет картину полнейшего домашнего затишья, в манере тогдашних нидерландских художников; наконец «Тайная Вечерь» в трапезе Оньисанте, в которой заметно удачное стремление придать каждому лицу отдельный индивидуальный характер. Гораздо выше является Г. в фресках часовни Сассетти, в церкви СантаТринита во Флоренции, изображающих события из жития св. Франциска. Лучшее из этих изображений — смерть св. Франциска. Торжественное расположение целого, строгость отдельных фигур, мужественное выражение сострадательного участия в лицах, и совершенство технического выполнения, — все эти качества ставят эту картину высоко. В изображениях на дисках своеобразная манера Доменико Г. не так заметна; при том в них неприятно поражает глаз известная пестрота и преобладание яркокрасного цвета. Тем не менее, в числе этих картин встречаются весьма замечательные, как, напр., «Поклонение волхвов» в церкви флорентийского воспитательного дома (agli Innocenti). Две Мадонны его работы находятся в флорентийской акд. Одна из картин, помеченная 1485 годом, «Поклонение пастырей» с языческим саркофагом, заменяющим ясли. «Посещение св. Девы» находится в Лувре. «Мадонна» в сиянии с четырьмя святыми, в берлинском музей. Доменико Г. довел направление искусства своего времени до особенной степени совершенства: портрет, в обширном смысле этого слова — вот что преимущественно выдается в произведениях Г., а именно помещение в церковноисторических изображениях портретов современников для увековечения памяти о них. Просто и спокойно стоят эти лица в качестве зрителей или свидетелей по сторонам священного события. Их отношение к главному предмету можно сравнить с значением, какое имели хоры в греческой трагедии. Г. обыкновенно облекает фигуры зрителей в тогдашний обычный костюм и окружает их богатой флоретийской архитектурою с умно рассчитанной перспективой. Формы всегда прекрасно переданы, особенно природа схвачена с поразительной правдой. Технические приемы в стенописных работах Г. обличают небывалое совершенство. Г. усовершенствовал передачу воздушной перспективы. Кроме того он считается основателем школы, создавшей Микеланджело Буонаротти. — 2) Ридольфо Г. (1488 — 1661), сын предыдущего, живописец, ученик своего дяди, Давида Г. и ФраБартоломмео, подвергшийся потом влиянию Л. даВинчи и Рафаэля. По манере он во многом напоминает этого последнего во флорентийский период его деятельности, как то особенно видно в двух картинах, хранящихся в Уффициях: «Воскрешение св. Зиновием умершего отрока» и «Перенесение тела св. Зиновием в Флорентийский собор». Картины замечательны в особенности по экспрессии голов. Из других произведений Ридольфо Г. известны: «Увенчание Пресвятой Девы» (Лувр), женская головка (Питти), в церкви СантаСпорито во Флоренции, «Несение Креста». В петербургском Эрмитаже находятся две сомнительные картины Ридольфо Г. : «Св. Семейство» (№ 30) и «Богоматерь с Младенцем» (Кроу и Ковальказелле приписывают их скорее Микеле даРидольфо или Мариано даПешиа). В. Ч.

Гистология

Гистология — наука о тончайшем, микроскопическом строении животных и растений. Так как предметом Г. является изучение строение организмов, то она не может быть резко отграничена от анатомии; обе науки переходят друг в друга, когда речь идет об изучении строения таких организмов, которые стоят на границе изучаемых при помощи микроскопа и изучаемых невооруженным глазом. Хотя еще в XVII столетии Левенгук и Мальпиги занимались уже изучением тончайшего строения животных и растений, но настоящее значение Г. получила лишь со времени Шванна и Шлейдена, которые установили (в 80х годах настоящего столетия) учение о клеточке. Развитие этой науки шло параллельно с усовершенствованием микроскопов и вспомогательных приборов к ним, с другой стороны чрезвычайно важное значение имело для Г. применение в ней физических и химических методов исследования, породившее особые отрасли ее: гистофизику и гистохимию. Изучение отношения живой клеточки, основного элемента организма, к физическим (тепловым, электрическим и т. д.) и химическим воздействиям, а также отношение мертвых клеточек к различным реагентам позволили с значительной подробностью исследовать жизнь и строение как клеточки, так и слагающихся из них тканей и органов. Способы изолирования клеток позволяют получить отдельно составные части тканей и органов, способы фиксирования позволяют сохранить гистологические элементы в том виде, какой они имели при жизни; различные красящие вещества, неодинаково относящиеся к различным составным частям клеточек и тканей, позволяют заметить многочисленные подробности их строения; просветляющие вещества делают предмет прозрачным и доступным для изучения под микроскопом в целом виде; методы инъекций позволяют ближе изучить расположение различных полостей сосудов и тела и т. д. В последние десятилетия получило огромное значение в Г. применение методов приготовления тонких разрезов с помощью микротомов; исследуемый организм или отдельный кусочек ткани подвергают действию фиксирующих веществ для того, чтобы гистологические элементы сохранили по возможности свое естественное строение, затем объект уплотняют с помощью различных реактивов (спирт, хромовая кислота и др.), окрашивают, пропитывают каким либо твердеющим веществом (напр. парафином) и разрезывают на ряд чрезвычайно тонких разрезов, которые и наклеиваются в последовательном порядки на стекла и изучаются под микроскопом. Иногда ткани для приготовления разрезов замораживают; окраска не всегда применяется до приготовления разрезов, а иногда красятся разрезы уже наклеенные на стекло. Микротомами можно данный объект разложить на последовательный ряд разрезов, весьма тонких (обыкновенно от 0,01 до 0,001 милл.) и проведенных в каком угодно направлении. При высоком развитии упомянутых выше методов гистологической техники способ этот в чрезвычайной степени облегчает решение самых трудных гистологических и эмбриологических задач и, несмотря на свою новизну, успел уже блестящим образом отразиться на развитии зоологии и в частности эмбриологии. Не меньшее значение имело развитие гистологической техники и для медицины. Важнейшие сочинения по гистологии и гистологической технике: Leydig, «Lehrbuch d. Histologie des Menschen und d. Thiere» (Франкфурт, 1857); Kolliker, «Handbach d. Gewebelebre» (5 изд., 1867); Stricker, «Lehrbuch d. Lebre von d. Geweben» (1868 — 72, 2 изд.): Frey, «Handb. d. Hist und Histochemie des Menschen» (5 изд., 1876); "Grundzuge d. Histol. " (8 изд., 1885; на русском языке: «Основания Гистологии», Москва, 1879); Ехzег, «Leitfaden bel der mikroskopischen Untersuchung» (2 изд., 1878; на русском яз. : «Руководство к микроскопическому исследованию тканей»); Klein, "Grundzuge d. Hist. " (перев. с англ., 1886; на рус. языке «Основы гистологии», 1890); Stohr, «Lehrbuch d. Hist. mit Einschluss d. mikrosk. Technik» (1886): Ranvier, «Traite technique d'histologie» (Париж, 1875 — 1877; на русском языке «Технический учебник гистологии», два перевода 1877 и 1883); Лавдовский и Овсяников, «Основания к изучению микроскопической анатомии человека и животных» (1887 — 1888); Arth. Bollees Lee et F. Hennegay «Traitе des methodes techniques de l'anatomie microscopique» (1886) — содержит весьма полный свод гистологической техники до 1886 г. Н. Кн.

Гистрионы

Гистрионы — так назывались у римлян актеры. Когда в 364 г. до Р. Хр. в Риме появилась чума, то. в числе других средств для умиротворения богов, обратились впервые к театральным представлениям (ludi scenici), исполнителями которых были приглашенные из Этрурии актеры. Эти представления состояли только из танцев, под звуки флейты. Исполнители были актеры по ремеслу и назывались заимствованным из этрусского языка словом histriones, которое и вытеснило местное римское название ludiones. Когда около 240 г. после Р. Хр. Ливий Андроник положил основание римскому драматическому искусству, название histriones перешло на исполнителей (actores) этих новых драм, комедий и трагедий; оно же было присвоено исполнителям в пантомимах, который во времена империи получила большее распространение, чем собственно драматические представления. Г. образовали из себя труппы (greges), кто желал дать народу зрелища, тот обращался к лицу, стоявшему во главе такой труппы, обыкновенно также актеру. Вознаграждено (inercedes) гистрионов поднялось до такой высоты, что Тиверий счел необходимым сократить его. Женские роли исполнялись мужчинами и только в позднейшие времена империи в них начали выступать и женщины. Народ выражал одобрение Г. хлопанием в ладоши (plausus), порицание — свистом (sibilus). Одним из известнейших римских Г. был Росций, защитником которого выступил Цицерон в одной из дошедших до нас речей. Г. принадлежали большею частью к классу вольноотпущенников, но между ними встречались и рабы.

Гит

Гит (англ. heat) — скаковой прием в скачках с перескачками (т. е. когда лошадь получает приз, если приходит определенное число раз первой). «Мертвый гит» (Deadheat) — случай, когда лошади подходят к призовому столбу «голова в голову».

Гитара

Гитара — струнный музыкальный инструмент с ручкою (грифом), постоянными ладами и резонансовым ящиком, имеющим плоское дно и вогнутости на боках, верхний и нижней деке инструмента. Г. имеет круглый голосник на верхней деке и кишечные струны, из которых более низкие обмотаны металлической канителью. Сходство современной Г. с испанскою пятихоровою, т. е. десятиструнной, у которой по две струны строятся в унисон с кифарой (cythara), дает возможность придти к заключению, что Г. распространилась по Европе из Испании. Некоторые полагают, что кифара была занесена в Испанию маврами. Г. была известна во Франции уже с XI в., под названиями guiterne, guistеrne, guihtern и т.д. Название guitarre, т. е. гитара, является уже после ХIIIго в. В конце XVIII века Г. была любимым инструментом в Германии. К этому же времена относится изобретение клавишной Г. (TastenGuitarre). По словам Штеллина, Г., вместе с мандолиною, была занесена в Россию итальянцами в царствование императрицы Елизаветы Петровны, но в это время не распространилась в русском обществе. В конце 1790 г. известный виртуоз в Вильне, Андрей Осипович Сихра, усовершенствовал Г., прибавив к ней седьмую струну; его же следует считать изобретате1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
Сейчас вы читаете Словарь Брокгауза, смотрите так же стихи Востока, интересные факты, справочник "Все фирмы Москвы", "Все фирмы Санкт-Петербурга", "Все фирмы Екатеринбурга", "Все фирмы Новосибирска", "Все фирмы Нижнего Новгорода", "Все фирмы Самары" и ищите в них.

Статьи, заметки, очерки о политической, экономической и культурной истории стран обоих полушарий земли.Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.
Hosted by uCoz