Словарь Брокгауза
      Буквы:

      Слова на А.
      Слова на Б.
      Слова на В.
      Слова на Г-Д.
      Слова на Е-Й.
      Слова на К.
      Слова на Л.
      Слова на М.
      Слова на Н-О.
      Слова на П.
      Слова на Р.
      Слова на С.
      Слова на Т-Ф.
      Слова на Х-Я.
       Главная страница
       Поиск по сайту
       Написать письмо

Ваал (или Баал) — библейское название бога языческих семитов Палестины, Финикии и Сирии. По этимологическому своему значению слово это означает «господин», «владыка» и соответствует обычному названию Бога у евреев. Последние с незапамятных времён провели, однако, резкую разграничительную черту между своим Богом и В., причем термин В., употребляясь у них в обыденной речи в смысле господина, никогда не прилагался ими к своему Богу, а служил синонимом самого низменного идолопоклонства...

1544905 15360 8905 100 1о красивых улиц и площадей; в особенности замечательны: большая и широкая Максимилиановская улица с фонтанами Геркулеса и Меркурия (сооружены Адрианом де Ври из Гравенберга, первый в 1602 г., а второй в 1599 г.), площадь Людвига, украшенная фонтаном Августа (сооружен Губертом Герардом в 1594 г.), наконец, Барская площадь (Fronhof), на которой красуется памятник в ознаменование побед Франкогерм. войны 1870 — 71 гг. (сооружен в 1877 г. Каспаром Цумбушем). Из общественных зданий заслуживают особенного внимания: великолепная ратуша, построенная Элиасом Голлем в 1616 — 20 гг. в стиле ренессанс, высотой в 51 м.; в ратуше знаменитый Золотой Зал, длиной в 36 м., шириной в 19 м. и высотой в 17 м. Далее дворец, расположенный на Барской площади, некогда принадлежавший князюепископу, а ныне королю, в котором 25 июня 1530 г. протестантские князья вручили императору Карду V «Аугсбургское Исповедание»; затем роскошный дворец Фуггеров, в котором имеются фрески Альторфера и Антото Понцано, и фасад которого был в 1860 — 63 гг. разрисован Фердинандом Вагнером; наконец, великолепный театр, выстроенный в 1877 г. В А. много замечательных церквей, католических и протестантских. Из 11 католических церквей первое место занимает знаменитый собор, одно из лучших средневековых сооружений в Европе. Он особенно интересен по соединению разных стилей, последовательно господствовавших в течение 5 веков его постройки. Начат он был в 995 г. в византийскороманском стиле; постройка шла медленно: при Генрихе II (1056 — 59) была окончена лишь каменная кладка главной массы здания (так назыв. креста) — при епископе Бруноне; преемник его, Эмбрик, соорудил оба шпица колоколен и повесил колокола в 1072 г.; зап. хор сооружен только в 1229 г., а по обету граждан, данному во время страшного пожара 1337 г., — украсить собор, в 1356 г. Марквардом фонГендек окончен в итальянском стиле южный портал и вост. хор собора, но прошло еще около века, пока в 1421 г. последовало торжественное его освящение. Из достопримечательностей собора отметим весьма старинную живопись на стекле, на южных окнах его среднего корпуса и бронзовую дверь, которою замыкается южный вход и которая относится к 1070 г.; на двери этой изображены сцены из Ветхого Завета, загадочные и фантастические существа, животные и т.п. Ср. Браун, «Beschreibung der augsburger Domkirche» (Аугсб., 1829); Гербергер, "Die altesten Glasgemalde im Dome zu А. " (Аугсб., 1860); Аллиоли "Die Bronzethure des Dome zu A. " (Аугсб., 1853). На южном конце Максимилиановской улицы находится церковь св. Ульриха, представляющая красивые комбинации готического стиля; она была выстроена Буркгардом Энгельбергером в 1477 — 1507 гг. на том месте, где первые христиане страны приняли мученическую смерть и где на могиле св. Афры уже в VI стол. была сооружена капелла. Близ этой церкви — монастырь св. Ульриха, знаменитый своими памятниками древнегерм. пластики, а теперь превращенный в казарму. Ср. Браун, "Geschichte der Kirche und des Stifts des heil. Ulrich und Afra in A. " (Аугсб., 1817). Из пяти протестантских церквей замечательна церковь св. Анны, в которой имеются превосходные картины Л. Кранаха, Амбергера, Бургкмайра. Католич. церковь св. Стефана принадлежит к монастырю Бенедиктинцев, которому в 1835 г. были переданы католич. гимназия с лицеем, астрономическая обсерватория, пансион для детей высшего сословия и семинария св. Иосифа. Рядом с церковью св. Анны расположены: протестантская гимназия, коллегия св. Анны, основанная в 1580 году, окружная и городская библиотека, в которой 125000 томов, много первопечатных книг и рукописей. — Из высших учебных заведений в Аугсбурге существуют еще: реальная гимназия, школы — промышленная, реальная, художественная, музыкальная, высшая коммерческая и пивоваренная. Местная картинная галерея в бывшем монастыре св. Екатерины представляет большой интерес для истории древнегерман. искусства; в особенности замечательна чрезвычайно полная коллекция превосходных картин швабских мастеров, как то: Гольбейна Старшего, Ганса Бургкмайра, Цейтблоома, Альторфера и др.; кроме того здесь имеются прекрасные картины итальянских и голландских мастеров. В Максимилиановском музее сосредоточены обширные собрания местных памятников, римс. средневековых и позднейших времен, принадлежащие ШвабенНейбургскому историческому обществу. Об известной благотворительности аугсбургцев, вошедшей в пословицу, свидетельствуют многочисленные, нередко богато одаренные благотворительные учреждения. К этим учреждениям относится и Фуггеров квартал (Fuggerei), который состоит из 106 жилищ, выстроенных в 1519 г. Иоанном Яковом Фуггером для беднейших граждан католиков; жилища эти отдаются бесплатно или же за ничтожную плату, которая идет на ремонт зданий, квартал этот составляет целое самостоятельное селение с своей церковью, своими улицами и воротами.
Промышленность города с начала XVI столетия находилась в упадке, но в новейшее время она вновь развилась. Наиболее значительно хлопчатобумажное производство (7 прядильных и 6 обширных ткацких заведений); затем в А. не мало механических заводов, красилен, суконных, ситцевых, клеенчатых, табачных, латунных и друг. фабрик. Некогда процветавшее здесь искусство гравирования на меди совершенно исчезло, но зато сильно расширилось здесь в новейшее время лито— и типографское дело и книжная торговля. В А. редактируется и издается «Allgemeine Zeitung». А. служит складочным местом для южногерм. и итальян. товаров и до сих пор остается главным центром вексельных операций для юга Германии; кроме того, здесь сильно развито экспедиционное дело. За старинными полуразвалившимися укреплениями, в городе много красивых аллей и др. мест, удобных для гулянья. На западной в южной окраинах города возникли новые улицы и кварталы.
Колыбелью города Ayг. следует признать Augusta Vindelicorum — колонию, основанную императором Августом в 15 г. до Р. Х. после победы над винделиками и, вероятно, на месте прежнего их селения. Колония эта развивалась так быстро, что Тацит уже мог назвать ее самым цветущим городом Реции. Многочисленные рим. памятники, найденные близ А., подтверждают это предположение о происхождении города. В 506 г. колония, не мало пострадавшая во время великого переселения народов, была присоединена Теодорихом к Остготскому царству, но не далее как через 30 лет она подпала под власть королей франкских. По разделе Франкской империи, А. достался герцогам швабским; в 1084 и 1088 гг. он был взят и разрушен герцогом Вельфом IV, но вскоре постепенно стал возрождаться и по старому городовому праву 1276 г. (изд. Хр. Мейером, Аугсб., 1872) А. является уже вольным имперским городом. С того времени он приобретает все большее значение и самый блестящий период его истории наступил после 1368 г., когда аристократическая партия города должна была передать бразды правления в руки демократов. Вплоть до Шмалькальденской войны А. процветал, благодаря своей торговле, ремеслам и искусству. Швабский союз, к которому А. принадлежал с 1488 по 1534 г., и который выбрал его местопребыванием для своего суда, много содействовал процветанию города и возрастанию его политич. значения. Но еще более доставила А. всемирную известность деятельность его граждан на поприще науки и искусства, торговли и ремесел. На ряду с Нюрнбергом, А. служил главным складочным местом для торговли Севера Европы с Югом вплоть до конца XV стол., когда открытия испанцев и португальцев переместили центр всемирной торговли. Корабли Фуггеров и Вельзеров плавали по всем известным тогда морям и товары аугсбургских купцов проникали в Москву и Византию (у русс. А. был известен под именем Аушпорка). В тоже время А. был средоточием нем. искусства, которое процветало трудами обоих Гольбейнов Бургкмайра, Альторфера, Амбергера, Шейфелина, Гагенауера, Динекера и др. Но со времени Шмалькальденской войны, когда аристократические роды, поддерживаемые Карлом V, вновь захватили власть, А. начинает приходить в упадок и его процветанию и блеску наступает конец. В А. неоднократно собирались имперские сеймы: в 1530 г. здесь заседал сейм, на котором 25 июня Карлу V вручено было «Аугсб. исповедание»; 26 сент. 1555 г. здесь был заключен религиозный мир, получивший от города свое имя. Тридцатилетняя война обрушилась на А. новыми бедствиями. Эдикт о восстановлении впервые был применен к А. в 1629 г.; в 1632 г. город был занять Густавом Адольфом, в 1635 г. после годичной осады — императорск. армией. Все это привело к тому, что А., еще в 1612 г. насчитывавший около 45000 т., в 1635 г. имел лишь 16422 жителей. Во время войны за Исп. наследство баварскофранц. армия обстреливала город в 1703 г. и, по взятии, предала его огню и мечу. По Пресбургскому миру 1805 г., А. был лишен своей имперской вольности и 4 марта 1806 г. присоединен к Баварии. По истории А. существуют следующие труды: фонШтетен Младший, «Geschichte der adeligen Geschlechter in A.» (Аугсб., 1763); его же, «KunstsGewerbs und Handwerksgeschichte As.» (2 т., Аугсб., 1779 — 88); «Chroniken der dentschen Stadte» (томы 4 и 5, Лейпц., 1865 — 67); "Urkundenbuch der Stadt A. " (2 т., Аугсб., 1874 — 78); Бернер, "Verfassungsgeschichted. Stadt A. " (Бpecл., 1879); Рот, «Augsburger Reformationsgeschichte» (Мюнх., 1881). Кроме того, имеются еще труды: Вельзера (Венеция, 1594), фонШтетена Старшего (2 т., Аугсб., 1743 — 58), Гульмана (6 т., Аугсб., 1818 — 20); Вагензейля (4 т., Аугсб., 1819 — 22); фон Сейды (2 т., Аугсб., 1826), Йегеpa (Дармшт., 1837) и Шёнхена (Мюнхен, 1863).
Аугсбургская епископия была основана, вероятно, в VI ст. Резиденцией епископа служил с XV стол. Диллинген. Епископия эта занимала площадь в 220 кв. км., в 1803 г. она была секуляризована и владения ее присоединены к Баварии. Ср. Браун, «Geschichte der Bischofe von A.» (4 т., Аугсб., 1829); Штейхеле, "Beitrдge zur Geschichte des Bistums A. " (Аугсб., 1850 и сл.); его же, «Das Bistum A. historisch und statistisch beschrieben» (Аугсб., 1861 — 84, т. 1 — 9).

Аудиенция

Аудиенция. — Придворная жизнь на Руси складывалась сообразно тому значению, которое приобретала власть ее государей. Древние русские князья удельновечевого периода не претендовали еще на роль и значение царей московских. Князь домосковской Руси — это начальник дружины, «страж земли Русской», главный вождь в ее битвах с врагами, хранитель ее прав, но не самодержец. Поэтому пышная царская обстановка была ему совершенно чужда; народ почитал княжий дом, как жилище своего вождя, как место, где чинился суд и расправа, но и помину еще не было о том благоговейном трепете, который внушал дворец царей московских. Сообразно с этим и домашняя жизнь князя не была регламентирована особым чином или этикетом; иноземных послов и гонцов родственных князей он принимал запросто, без особых церемоний. Но под влиянием византийских идей и обычаев, живым представителем которых была у нас София Палеолог с окружавшими ее греками, моск. государь не только вполне сознал свое царственное значение, приняв титул царя Всея Руси, но и облек это значение в соответственные царские формы. Появилось новое устройство двора, выработались новые придворные обычаи и торжественные чины или обряды, по образцу обычаев и обрядов двора византийского. Но эта пышная, великолепная обстановка царского сана прививалась постепенно и окончательно водворилась только при Иоанне Грозном, за которым официально, соборной грамотой, утвержден был титул царя. При великом же князе Иване Васильевиче придворные церемонии и обряды вообще еще не облекались в те пышные формы, какие они получили впоследствии. По свидетельству Амвросия Контарини, который приезжал в Москву к вел. князю Ивану Васильевичу в 1473 г., т.е. спустя только год после приезда к нам Софии Палеолог, придворные торжества носили на себе еще характер первобытной простоты, напоминавшей древние княжеские отношения. Но ко второй половине XVI ст. выработался уже подробный устав, регулировавший жизнь моск. государей до мельчайших подробностей. С особенной строгостью соблюдались правила, касавшиеся приезда и отпуска иноземных послов. По обычаям того времени, нельзя было подъезжать близко не только к царскому крыльцу, но и вообще к дворцу. Иноземные послы и вообще знатные иностранцы должны были выходить из экипажей, подобно боярам, в расстоянии нескольких саж. от крыльца, по словам Барберини, шагов за 30 или за 40, и очень редко выходили они у обширного помоста или рундука, устроенного перед лестницей. В этом требовании иностранцы видели излишнюю гордость и высокомерие, но на самом деле это был древнерусский обычай, о котором упоминают уже памятники XII в. и который сохранился не только во дворце, но и в народе, особенно в высших его слоях; это была особенная почесть, которую гость воздавал хозяину дома и за которую последний в свою очередь устраивал гостю так назыв. встречи. Встречи устраивались и иноземным послам, и в нихто, главным образом, выражались почести, которые им оказывались. Церемония встреч происходила на Красном Крыльце, которое во время посольских приемов наполнялось дворовыми и служилыми людьми младших разрядов, стоявших здесь по обе стороны пути в богатейших одеждах, выдаваемых на этот случай из царской казны. Обыкновенно, по лестнице и по крыльцу стояли подьячие и боярские дети в цветном и золотном платье, а в сенях и у дверей Приемной палаты — жильцы в бархатных и объяринных терликах и в золотных шапках, с протазанами и алебардами в руках. Особенно пышные встречи делались только иноземным послам высшего ранга. Число встреч было неодинаково и сообразовалось со значением к рангом посла: именитому послу и лицу царского происхождения давались три встречи. Первая, меньшая — у лестницы на подъездном помосте или рундуке; вторая, средняя — на крыльце против средней лестницы, ведшей в Грановитую палату, а иногда в сенях Приемной палаты; наконец, третья, большая — у самых дверей палаты. Другим, менее значительным лицам делались только две встречи: меньшая на крыльце и большая в сенях, а иным, как напр., иноземным посланникам, гонцам, купцам и т.п. устраивалась лишь одна встреча — в сенях, у порога, или «недошед порога в сажень». Встречниками назначались в обыкновенных встречах стольники с дьяками, а в более торжественных — боярин, или окольничий со стольником и думным дьяком. Самое разделение встреч на меньшие, средние и большие сообразовалось с родовой честью встречников: в меньших встречах участвовали помоложе, а в больших — постарше родовой честью. Дьяки при встречах говорили, обыкновенно, через толмачей, приветственные речи, объясняя, что великий государь (титул), «воздаючи честь» послу, повелел его встретить такому то и такому то; при этом провозглашались имена стольника и самого дьяка. Особенно дорогих гостей встречали еще с большими церемониями. В 1644 г. во время приема датского королевича Вольдемара, жениха царевны Ирины, после обычных трех встреч, встретил гостя среди Грановитой палаты царевич Алексей Михайлович, сопровождаемый боярами и предшествуемый окольничими и стольниками, и, наконец, сам государь Михаил Феодорович встретил королевича у ступени трона. Из трех лестниц, ведших в Грановитую палату, для встреч назначены были только две: благовещенская и средняя. Послы христианских государств входили во дворец благовещенской лестницей, а послы и гонцы персидские, турецкие и татарские — средней, потому что значение Благовещенской лестницы, как соборной паперти, не дозвол88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102
Сейчас вы читаете Словарь Брокгауза, смотрите так же стихи Востока, интересные факты, справочник "Все фирмы Москвы", "Все фирмы Санкт-Петербурга", "Все фирмы Екатеринбурга", "Все фирмы Новосибирска", "Все фирмы Нижнего Новгорода", "Все фирмы Самары" и ищите в них.

Статьи, заметки, очерки о политической, экономической и культурной истории стран обоих полушарий земли.Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.
Hosted by uCoz