Слова на А. Слова на Б. Слова на В. Слова на Г-Д. Слова на Е-Й. Слова на К. Слова на Л. Слова на М. Слова на Н-О. Слова на П. Слова на Р. Слова на С. Слова на Т-Ф. Слова на Х-Я. Главная страница Поиск по сайту Написать письмоВаал (или Баал) — библейское название бога языческих семитов Палестины, Финикии и Сирии. По этимологическому своему значению слово это означает «господин», «владыка» и соответствует обычному названию Бога у евреев. Последние с незапамятных времён провели, однако, резкую разграничительную черту между своим Богом и В., причем термин В., употребляясь у них в обыденной речи в смысле господина, никогда не прилагался ими к своему Богу, а служил синонимом самого низменного идолопоклонства... | 1544905 15360 8905 100 1ную роль во всем этом деле. В состав его вошли такие лица, как Н. А. Милютин. Я. А. Соловьев, ревностные поборники идеи освобождения. Журналистика того времени также явилась энергичной союзницей меньшинства и, благодаря положительной воле Государя, благое дело, несмотря на оппозицию большинства в комитете, быстро пошло вперед и даже приняло более широкие размеры, чем те, которые были поставлены в первоначальных рескриптах дворянству. Вместо «улучшения быта крестьян» вопрос ставился уже прямо на почву полного их освобождения. 17 февр. 1859 г. объявлено было повеление об учреждении «редакционных комиссий», которых председателем был назначен генераладъютант Ростовцев. В эти комиссии препровождались проекты, выработанные губернскими комитетами. Проект, выработанный редакционным комитетом, должен был поступить в комиссию, которая была составлена из гр. Ланского, графа Палена и ген. Муравьева и Ростовцева, где заведующим делами был д. с. с. Жуковский. Наконец, эта комиссия представляет проект с собственными соображениями в главный комитет. Когда губернские комитеты представили, наконец, свои проекты в редакционные комиссии, из губерний 2 раза (в авг. и дек. 1859 г.) призываемы были помещики, по два из каждой, для доставления необходимых сведений. Между этими последними оказалось много консерваторов, главный комитет тоже охотно готов был затормозить дело" но решительная воля Государя, потребовавшего, чтобы комитет окончил свои занятия к январю 1861 г. и влияние нового председателя его, Вел. К. Константина Николаевича, заменившего Орлова, быстро двинули дело вперед. 28 января положения, выработавшее редакционными комиссиями и прошедшие через главный комитет, подверглись рассмотрению государственного совета, принявшего их с некоторыми изменениями, в смысле уменьшения размеров крестьянского надела. Наконец, 19 февраля 1861 г., последовал великий манифест, составляющий славу ЦаряОсвободителя — манифест об освобождении 22 миллионного крестьянского населения из крепостной зависимости.
Освобождение помещичьих крестьян совершилось на следующих началах. Прежде всего объявлена обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотною и сенокосною в определенных в положении размерах. Такая обязательность для помещика отвести надел крестьянам ограничивалась лишь относительно мелкопоместных помещиков, помещиков земли Войска Донского, сибирских помещиков и владельцев частных горных заводов, для которых установлены особые правила надела. Во вторых, рядом с такою обязательностью для помещика дать крестьянам наделы, объявлена обязательность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февр. 1870 г.). По прошествии же 9 лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою усадьбу; само общество также получает право не принимать в свое пользование таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. В третьих, что касается размера крестьянского надела и соединенных с ним платежей, по общим правилам принято основываться на добровольных между землевладельцами и крестьянами соглашениях, для чего заключать уставную грамоту при посредстве учрежденных положением мировых посредников, съездов их и губернских по крестьянским делам присутствий, а в зап. губ. — и особых поверочных комиссий. Такое добровольное соглашение ограничено только требованием, чтобы в пользовании крестьян оставалось земли не менее того количества, которое определяется в местных положениях, группирующих губернии, для определения в каждой из них размеров душевого надела, на три полосы; а затем, сообразно с количеством душевого надела, в местных положениях определяются и размеры повинностей, которые временнообязанные крестьяне, до производства выкупа, должны были нести в пользу землевладельцев. Эти повинности — либо денежные, либо определенные в виде оброка, либо в виде издельной повинности, барщины. До тех пор, пока временнообязанные крестьяне не выкупят своих земель и состоят в отношениях повинных к прежнему землевладельцу, последнему предоставлена вотчинная полиции в сельском обществе временнообязанных крестьян.
Положение, однако, не ограничивается одними правилами отведения крестьянам земли в постоянное пользование, но облегчает им возможность выкупа отведенных участков в собственность при помощи выкупной государственной операции, при чем правительство дает крестьянам в ссуду, под приобретаемые ими земли, определенную сумму, с рассрочкою уплаты на 49 лет и выдавая эту сумму помещику государственными процентными бумагами, берет все дальнейшие расчеты с крестьянами на себя. По утверждении правительством выкупной сделки, все обязательные отношения между крестьянами и помещиком прекращаются, и последние поступают в разряд крестьянсобственников.
Так совершилась, мирным путем и без значительных потрясений государственного механизма, великая реформа, которая уже со времени Екатерины II считалась стоящей на очереди, но к которой всетаки боялись приступить. Вместо 22 мил. порабощенных людей создалось свободное крестьянское сословие с значительным самоуправлением в пределах общины и волости. Права, дарованные помещичьим крестьянам положением 19 февраля 1861 г., постепенно были распространены и на крестьян дворцовых, удельных, приписных и государственных.
После крестьянского положения, в ряду административных реформ, важнейшее место занимает, без всякого сомнения, положение о земских учреждениях. Еще 25 марта 1859 г. было дано высочайшее повеление о преобразовании губернского и уездного управлений, при чем указано такое руководительное начало: «При устройстве исполнительной и следственной части войти в рассмотрение хозяйственнораспорядительного управления в уезде, которое ныне разделено между несколькими комитетами и частью входит в состав полицейского управления; при семь рассмотрении необходимо предоставить хозяйственному управлению в уезде большее единство, большую самостоятельность и большее доверие; при чем надлежит определить степень участия каждого сословия в хозяйственном управлении уезда». 23 октября 1859 г. эти начала указано распределить и на преобразование губернских учреждений. Вследствие этого, при Министерстве внутренних дел устроена была особая комиссия, деятельность которой с самого начала была облегчена современными работами, производившимися в особой комиссии при министерстве финансов по пересмотру системы податей. В результате всех этих работ получилось обнародованное 1 янв. 1864 г. положение о губернских и уездных земских учреждениях, которым этим последним поручаются следующие дела: заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства, устройство и содержание принадлежащих земству зданий и путей сообщения, управление делами взаимного земского страхования имуществ, попечение о развитии местной торговли и промышленности, деда народного продовольствия и общественного призрения бедных, участие, преимущественно в хозяйственном отношении, в пределах закона, в попечение о построении церквей, народном образовании, народном здравии я содержании тюрем) раскладка, назначение, взимание и расходование местных и некоторых государственных денежных сборов, для удовлетворения земских потребностей губернии или уезда. Для заведывания всеми этими земскими делами в учреждаются: в каждом уезде — уездное земское собрание, собирающееся один раз в году и имеющее свой постоянный исполнительный орган под названием Уездной Земской Управы; в губернии же имеется Губернское земское Собрание со своим постоянным исполнительным органом — Губернскою Земскою Управою. В связи с реформой земского управления находится и утвержденное 16 июня 1870 г. Городовое Положение, которым нашим городам предоставляется значительное самоуправление. По этому Положению городское общественное управление состоит из городских избирательных собраний, городской думы и городской управы, под председательством городского головы. Сфера городского самоуправления в пределах города весьма обширна. Дума самостоятельно устраивает городское управление и хозяйство, выбирает должностных лиц и назначает им жалованье, устанавливает городские сборы, заведывает городскими имуществами, расходует суммы, заботится о внешнем благоустройстве города, о его здравии, просвещении и промышленности, о благотворительных учреждениях и т. д., при чем за точным исполнением издаваемых городскими общественными учреждениями постановлений должны строго наблюдать органы полиции.
В числе реформ, ознаменовавших собою царствование А. II, одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы — каковы: полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура в состязательный порядок судопроизводства, при чем более важные, по тяжести преступлений, деда уголовные указано передавать на суд общественной совести, в лице присяжных заседателей. Уже 29 сент. 1862 г. были рассмотрены и утверждены Государем основные положения касательно преобразования судебной части, составленные Вторым Отделением Собственной Его Имп. Величества канцелярии. Затем была учреждена особая комиссия под непосредственным председательством Государственного Секретаря, которая, развивая эти положения, составила проекты судебных уставов, подробно потом обсужденные и исправленные Государственным Советом, и, наконец, 24 ноября 1864 г. высочайшим указом был утвержден: Устав уголовного и гражданского судопроизводства и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Сущность судебной реформы сводится к следующему. Суд делается устным и гласным; власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти; основною формою судопроизводства является процесс состязательный; дело по существу может разбираться не более, как в двух инстанциях; в третью же инстанцию (кассационный департамент сената) может переноситься только по просьбам о кассации решений в случаях явного нарушения прямого смысла законов или обрядов и форм производства; по делам о преступлениях, влекущих за собою наказания, соединенные с лишением всех или некоторых особенных прав и преимуществ состояния, определение виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных обывателей всех сословий; устраняется канцелярская тайна и для ходатайства по делам и защиты подсудимых имеются при судах присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов, составляемых из той же корпорации. Новые судебные учреждения получили следующие виды: мировые суды, съезды мировых судей, окружные суды и судебные палаты. Уезд, составляя мировой округ, разделяется на мировые участки, число которых определяется особым расписанием. В каждом мировому участке имеется участковый мировой судья, а при округе — несколько почетных мировых судей; все они избираются на 3 года из местных жителей, удовлетворяющих назначенным в законе условиям, и утверждаются Правительствующим Сенатом. Для окончательного решения дела, подлежащего мировом разбирательству, участковые и почетные мировые судьи округа составляют в назначенные сроки очередные сезды, председатель которых избирается на 3 года из их же среды. — На несколько уездов учреждается окружной суд, состояний из назначенных от правительства — председателя и определенного числа членов, и из одной или нескольких губернии составляется высший судебный округ, в котором учреждается судебная палата, разделяемая на департаменты, причем как председатель, так и штатные члены их назначаются правительством. При окружных судах и судебных палатах, для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимого, состоят присяжные заседатели, избираемые из местных обывателей всех сословий. Затем еще при каждом из этих 2х учреждений состоит особый прокурор" и определенное число его товарищей. Прокурор окружного суда подчинен прокурору судебной палаты, а последний состоит в непосредственной зависимости от министра юстиции, как генералпрокурора.
Военное управление подверглось также преобразованиям. Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения, сокращение срока солдатской службы с 25 до 15 лет, отменены унизительные телесные наказания, обращено особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии, посредством реформ военных учебных заведений. Далее, вследствие замеченных недостатков в устройстве военного управления, происходивших от излишней его централизации, в 1862 г. было дано Военному Министерству высочайшее повеление подвергнуть систему военного управления коренному пересмотру, имея в виду совершенную необходимость усилить управления по местам расположения войск. В результате этого пересмотра явилось Высочайшее утвержденное 6 августа 1864 г. Положение о военноокружных управлениях. На основании этого положения, устроено первоначально 10 военных округов, а затем (6 авг. 1865 г.) еще 4. В каждом округе поставлен, назначаемый по непосредственному высочайшему усмотрению, главный начальник, носящий название командующего войсками такого то военного округа. Эта должность может быть возложена в на местного генералгубернатора. В некоторых округах назначается еще помощник командующего войсками.
Другою существенною мерою для преобразования нашего военного устройства послужил изданный 1 января 1874 г. Устав о воинской повинности, по которому все мужское население империи, без различия состояний, подлежит воинской повинности, при чем эта повинность состоит в пребывании в течении 6 лет в строю, 9 лет в отчислении и до 40 летнего возраста в ополчении. Нужно еще иметь в виду, что в 1867 г. в армии был введен также гласный суд, судебная власть распределяется между полковыми судами, окружными судами и главным военным судом (в Петербурге). Состав судов, исключая полковых, предполагалось пополнять офицерами, оканчивающими курс в военноюридической академии.
Народное образование, также обратило на себя внимание Государя. Особенно важное значение имело в этом отношении издание нового и общего устава Российских университетов 18 июня 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А. В. Головнина, участвовала особая комиссия при главном Управлении училищ, составленная преимущественно из профессоров СПб. университета. По этому уставу, каждый университет, под главным начальством министра народного просвещения, вверен попечителю учебного округа, которому поручень правительственный контроль, в пределах уставом определенных, за самостоятельными распоряжениями университета. Каждый университет состоит из определенного числа факультетов, как составных частей одного целого. Управление учебной частью вверено факультетам и совету университета. Каждый факультет составляет самостоятельное факультетское собрание из ординарных и экстраординарных профессоров, под председательством декана, избираемого ими на 3 года. Совет составляется из всех ординарных и экстраординарных профессоров, под председательством ректора, избираемого советом на 4 года и утверждаемого в звании в30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58 Сейчас вы читаете Словарь Брокгауза, смотрите так же стихи Востока, интересные факты, справочник "Все фирмы Москвы", "Все фирмы Санкт-Петербурга", "Все фирмы Екатеринбурга", "Все фирмы Новосибирска", "Все фирмы Нижнего Новгорода", "Все фирмы Самары" и ищите в них.
Статьи, заметки, очерки о политической, экономической и культурной истории стран обоих полушарий земли.Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.
|