| ое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным широким мазком, способствующим остроте передачи натуры. Импрессионистич. черты сказываются подчас лишь в композиц. построении портрета, характере движения портретируемого.
Получив широкую известность, став в 1894 чл. Товарищества передвижных художеств. выставок (см. Передвижники), С. вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами (портреты вел. кн. Павла Александровича, 1897, Третьяковская гал.; С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903,- оба в Рус. музее в Ленинграде). В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произв., С. всё более последовательно использовал линейно-ритмич. начала и декоративные цветовые сочетания. Одновременно в творчестве С. развивалось другое, противоположное направление: он часто писал интимно-задушевные, камерные портреты, преим. детей и женщин. В портретах детей С. стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутр. движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка ("Дети", 1899, Рус. музей; "Мика Морозов", 1901, Третьяковская гал.). С. часто обращался к различным графич. техникам - акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, Третьяковская гал.), пастели, литографии и пр. Рисунок С. постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразит. средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909,- оба в Третьяковской гал.; многочисл. рисунки к басням И. А. Крылова, 1895-1911, Третьяковская гал., Рус. музей и др. собрания). В 1890-х -нач. 1900-х гг. С. часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крест. темы. Небольшие картины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, лишены повествоват. элементов - скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности ("Октябрь. Домотканово", 1895, Третьяковская гал.; "Баба в телеге", 1899, Рус. музей). В дальнейшем в картинах на крест. сюжеты нарастало активно-романтич. начало, выявленное в декоративном решении ("Стригуны на водопое", пастель, 1904, Третьяковская гал.). В поздний период (нач. 1900-х гг.) С. связан с "Миром искусства" (чл. объединения С. стал с момента его возникновения). На рубеже столетий происходит перелом в стилистич. исканиях С.: в его творчестве окончательно исчезают черты импрессионизма и всё более последовательно развиваются принципы стиля "модерн'', неизменнно при этом сохраняется глубоко правдивое и реалистич. постижение природы и человека. В портрете нарастает тяготение к остроте социально-психологич. характеристик, приобретающих необычайную глубину, и монументальности. В сер. 1900-х гг. С. создаёт неск. героич. портретных образов; избрав для них жанр парадного портрета, С. развивает прежнюю тему артистич. личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его обществ. значимости [портреты М. Горького (1904, музей А. М. Горького, Москва); М. Н. Ермоловой (1905), Ф. И. Шаляпина (уголь, 1905) - оба в Третьяковской гал.]. В портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911; все в Третьяковской гал.), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911; оба в Рус. музее) С., выявляя нек-рые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придаёт им значение своеобразных формул социально-обусловл. черт в человеке.
В, А. Серов, Портрет работы художника И. Е. Репина. Уголь. 1901. Третьяковская галерея. Москва.
В. А. Серов. "Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?". Темпера. 1905. Русский музей. Ленинград.
В. А. С ер о в. Портрет балерины Т. П. Карсавиной. Карандаш. 1909. Третьяковская галерея. Москва.
Демократич. убеждения С. ярко проявились в годы Революции 1905-07: он создал ряд сатирич. рисунков, разоблачающих карателей; будучи действит. членом петерб. АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. Большое место в позднем творчестве С. занимала ист. живопись. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значит. ист. событий, она близка ист. живописи художников "Мира искусства", отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки ("Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту", 1900, Рус. музей), глубиной постижения ист. содержания эпохи ("Пётр I", темпера, 1907, Третьяковская гал.; илл. см. т. 10, табл. XL, стр. 560-561). В последние годы жизни С. создал неск. вариантов картин на сюжеты из антич. мифологии. Сочетая условность мифологич. образа с реальным наблюдением натуры, обращаясь к традициям греч. архаики, С. даёт собств., свободную от классицистич. нормативности интерпретацию античности. Лучшие произв. С. принадлежат к вершинам рус. реали-стич. иск-ва. Преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Ученики: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.
Илл. см. на вклейке к стр. 320-321, а также т. 7, табл. XII (стр. 208-209), т. 9, |