| , пл. басс. 2730 км2. В верх. и ср. течении в пойме встречаются карстовые воронки. Питание преим. снеговое. Половодье в апреле - мае. Ср. расход воды в 71 км от устья 2,4 м3/сек. Замерзает в ноябре - начале декабря, вскрывается в апреле. Сплавная.
СЕРЁЖКА (amentum), колосовидное, чаще поникающее соцветие растений, состоящее из большого числа обычно однополых цветков и опадающее целиком после цветения (тычиночные С.) или после созревания плодов (пестичные С.). Ни один из этих признаков не характеризует все С.: напр., пестичные С. берёзы не поникают, а после плодоношения ось С. остаётся на растении; С. ольхи не опадают после созревания плодов. С. наз. соцветия ивы, тополя, берёзы, ольхи, лещины, дуба, каштана, грецкого ореха и мн. др. Однако С. ивы, тополя и др. правильнее называть простым колосом, а С. берёзы - колосом из дихазиев.
СЕРЕМБАН (Seremban), город в Малайзии, на Ю.-З. п-ова Малакка, в шт. Негри-Сембилан. 79,9 тыс. жит. (1970). Трансп. узел; ж. д. связан с Порт-Диксоном. Близ С.- добыча олова.
СЕРЕНАДА (франц. serenade, от итал. serenata, от sera - вечер), 1) любовная песня, обращённая к женщине; обычно включает мотив приглашения на свидание. Происходит от "серены" - "вечерней песни" провансальских трубадуров. Была распространена в быту южных романских народов. Твёрдых стихотв. форм С. не выработалось. Певец обычно исполнял С. под окном возлюбленной, аккомпанируя себе на лютне, мандолине или гитаре. Со временем С. вошла в оперу ("Дон Жуан" Моцарта, "Севильский цирюльник" Россини и др.), стала жанром камерной вокальной музыки (образцы у Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Э. Грига, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского и др.).
2) Сольная, реже ансамблевая инструм. пьеса, воспроизводящая черты вокальной С. (образцы у Ф. Мендельсона, А. Дворжака, А. С. Аренского и др.).
3) Циклическое ансамблевое инструм. произведение, родственное кассации, дивертисменту и ноктюрну. Первоначально создавалось в честь к.-л. особы и предназначалось для исполнения на открытом воздухе; в кон. 18 в. утратило прикладное значение. В отличие от симфонии, обычно включает 7-8 и более частей; типические для симфонии части сочетаются в ней с характерными для сюиты. В числе авторов таких С.- И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Брамс, А. Дворжак, X. Вольф, Я. Сибелиус, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов и др. 4) Сочинение для пения с инструментальным, б. ч. оркестровым, сопровождением, создававшееся в Зап. Европе в 17-18 вв. в честь к.-л. придворных торжеств; сближается с оперой и торжественной кантатой.
СЕРЕНИ (Sereni) Эмилио (р. 13.8.1907, Рим), деятель итал. рабочего движения, учёный-марксист. Чл. Итал, компартии (ИКП) с 1928. В 1930-35 в фаш. тюрьме, в 1936 избран в ЦК ИКП, эмигрировал во Францию. Вернулся в Италию в 1943, дважды арестовывался; был заключён в концентрационный лагерь, откуда бежал. В 1944 возглавил Комитет нац. освобождения (КНО) Ломбардии и вошёл в КНО Сев. Италии. В 1946-47 мин. послевоенной помощи, затем мин. общественных работ. С янв. 1946 чл. ЦК, в 1946-марте 1975 чл. Руководства ИКП. В 1948-71 сенатор. В 1949-55 ген. секретарь Национального комитета сторонников мира, в 1950 был избран чл. Всемирного Совета Мира. В 1955-марте 1975 пред. итал. Нац. союза крестьян. С 1966 директор теоретич. органа ИКП "Critica Marxista". Осн. труды посвящены исследованию агр. отношений в Италии. Соч.: La questione agraria nella rinascita nazionale italiana, Roma, 1946; II capitalismo nelle campagne (1860-1900), Torino, 1947; 11 mezzogiorno all'opposizione, Torino, 1948; Comunita rurali nell'Italia antica, Roma, 1955; Due linee di politica agraria, [Roma, 1961]; Storia del paesaggio agrario italiano, 2 ed., Bari, 1962; Per la storia delle piu antiche tecniche e della nomenclature della vite e del vino in Italia, Firenze, 1965; Capitalismo e mercato nazionale in Italia, Roma, 1966; в рус. пер.- Аграрный вопрос в Италии, М.. 1949; Развитие капитализма в итальянской деревне (1860-1900), М., 1951; Марксизм, наука, культура, М., 1952; Старое и новое в итальянской деревне, М., 1959.
СЁРЕНСЕН, Зёренсен (S0rensen) Серен Петер Лауриц (9.1.1868, Хавребьерг, -12.2.1939, Копенгаген), датский физико-химик и биохимик, чл. Датской королевской АН. Окончил ун-т в Копенгагене. В 1892-1901 ассистент химич. лаборатории Высшей технич. школы в Копенгагене. В 1901-38 руководил химич. отделом Карлсбергской лаборатории (близ Копенгагена). Разработал один из общих методов синтеза аминокислот и метод количественного определения аминного азота. Ввёл понятие водородного показателя (рН), разработал стандартные растворы для приготовления буферных смесей с известными рН. Ему принадлежат известные исследования природы растворов белков как "системы обратимо диссоциирующих компонентов", липидно-белковых комплексов, изоионной точки белков, их осмотич. давления и молекулярного веса, зависимости активности ферментов от рН и др. Чл. Германской академии естествоиспытателей "Леопольдина" (1937).
С о ч. De oploselige Proteinstoffers Konstitution, Kbh., 1930.
Лит.: К |