| пределяющее значение в истории имеют "индустрия" (под к-рой подразумевал все виды экономич. деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы. Каждая обществ. система, согласно С.-С., развивает постепенно и до конца свои идеи и господств. формы собственности, после чего эпоха созидательная, "органическая", сменяется "критической", разрушительной эпохой, ведущей к построению более высокого обществ. строя. Т. о., в социологич. системе С.-С. делал первый шаг по пути рассмотрения обществ. явлений как различных сторон закономерно развивающегося целостного организма. Картина всемирной истории у С.-С. пронизана мыслью о прогрессе как поступательном движении человечества от низших обществ. форм к высшим, по стадиям религ., метафизич. и положительного, или позитивного, науч. мышления. Осн. ступенями прогресса С.-С. считал переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и основанному на нём рабству, а затем смену политеизма монотеизмом христианской религии, что привело к утверждению феод.-сословного строя. С 15 в., согласно С.-С., наступила новая критич. эпоха: феод. богословско-сослов-ная система пришла к своему глубокому кризису, возникло науч. мировоззрение с его носителями - светскими учёными и индустриалами-промышленниками. Франц. революция была закономерным этапом утверждения этой прогрессивной историч. смены, однако революция уклонилась от правильного пути построения науч. обществ. системы и оставила страну в неорганизованном состоянии. Это философско-историч. построение лежит в основе разработанного С.-С. утопич. плана создания рационального обществ. строя как "промышленной системы". С.-С. доказывал, что путь построения нового общества, наиболее выгодного для наибольшей массы людей, лежит через расцвет пром. и с.-х. произ-ва, через всемерное развитие производит. сил общества и искоренение в нём всякого паразитизма. Осн. чертами "промышленной системы" С.-С. считал превращение общества во всеобщую ассоциацию людей, введение обязательного для всех производительного труда, открытие равных для всех возможностей применить свои способности и введение распределения "по способностям", гос. планирование пром. и с.-х. произ-ва, превращение гос. власти в орудие организации произ-ва, постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщий мир при стирании нац. границ. С.-С. не понимал противоположности интересов пролетариата и буржуазии, объединяя их в единый класс "индустриалов". В "промышленной системе" С.-С. буржуазия, сохраняющая собственность на средства производства, призвана обеспечить трудящимся рост обществ. богатства. Однако С.-С. стремился найти реальные пути уничтожения классовой эксплуатации пролетариата. В своём последнем соч. "Новое христианство" С.-С. "...прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 154). Идеалистич. основы мировоззрения С.-С. делали невозможным для него решение этой задачи иначе, как путём мистич. преодоления классовых противоречий. Разработанная С.-С. религ. концепция "нового христианства" призвана была дополнить материальные стимулы "пром. системы" моральными требованиями новой религии с её лозунгом "все люди - братья". С.-С. оказал большое влияние на передовую обществ. мысль и развитие социалистич. идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде др. стран. В России в 1-й пол. 19 в. непосредственное воздействие идей С.-С. испытали декабрист М. С. Лунин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н.Е. Салтыков-Щедрин и др. Ученики С.-С.- Б. П. Анфантен, С.-А. Базар, О. Родриг и др.- образовали школу сен-симонизма, к-рая систематизировала, а в ряде вопросов продолжила разработку учения С.-С., развивая его социалистич. тенденции.
К. А. Сен-Симон.
Однако она вскоре выродилась в религиозную секту и в нач. 30-х гг. распалась. Под сильным влиянием идей С.-С. находился О. Конт. Учение С.-С. явилось одним из источников науч. социализма. С о ч.: CEuvres completes, v. 1 - 6, P., 1966; в рус. пер.- Собр. соч., М.- Л., 1923; Избр. соч., т. 1 - 2, М.- Л., 1948.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 496-512; Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19, с. 193-96; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избранные философские произведения, т. 1. М., 1956, с. 536 - 63; его же, Французский утопический социализм XIX в., там же, т. 3, М.,1957, с. 521 - 66; его же, Утопический социализм XIX в., там же, с. 586-602; Арк А-н, Анри де Сен-Симон, его жизнь и учение, М.- Л., 1926; Волгин В. П., Сен-Симон и сенсимонизм, М., 1961; Застенкер Н. Е., Анри де Сен-Симон, в сб.: История социалистических учений, М., 1962, с. 208 - 27; Францов Г. П., Исторические пути социальной мысли, М., 1965; К а н С. Б., История социалистических идей (до возникновения марксизма), 2 изд., М., 1967; К у ч е р е н к о Г. С., Сен-Симонизм в общественной мысли первой половины XIX в., М., 1975; W е i 1 1 G., Un precurseur du |