БЭС:
Большая
Советская
Энциклопедия

Слова:

РИТУРНЕЛЬ (франц. ritournelle, итал. ritornello, от ritorno - возвращение).
РОЛЛЯ ТЕОРЕМА, теорема математич. анализа.
САХАРИМЕТР, прибор для определения содержания сахара.
СГУСТИТЕЛЬ, аппарат непрерывного действия.
СЕЙШЕЛЬСКАЯ ПАЛЬМА (Lodoicea maldivica).
РАДИОЭКОЛОГИЯ, раздел экологии.
РАДИЩЕВ Александр Николаевич [20(31).8.1749, Москва,- 12(24).9.1802, Петербург].
СЕТКА (лат. Reticulum), созвездие Юж. полушария неба.
РАМОН-И-КАХАЛЬ (Ramon у Cajal) Сантьяго.
РАСИН (Racine), город на С. США.


Энциклопедия на: букву К, букву М и букву Н; предприятия, организации, фирмы, компании, производства, заводы, ооо.

композиции Р. разрабатывал в виде самостоят, произведений; таковы остро гротескная фигура "Та, которая была прекрасной Ольмьер" (1885), пронизанная тонкой поэзией группа "Поцелуй" (1886), исполненная внутр. мощи и духовного величия статуя "Мыслитель" (1888). С сер. 1880-х гг. в творчестве Р. всё более нарастает тяготение к усложнённым символич. образам, к выявлению полярных, крайних человеческих эмоций - от ясной гармонии с миром, от мягкого лиризма до полного отчаяния и мрачной сосредоточенности. Постепенно меняется и манера Р.: его произв. приобретают нарочито эскизный, как бы незаконченный характер, всё контрастнее становится игра света и тени, а моделировка форм, иногда текучих,-подчёркнуто живописной. Это позволяет Р., одному из основоположников им-

прессионизма в скульптуре, передать впечатление медленного, порой мучительного рождения форм из стихийной, аморфной материи силой "духовного порыва". В отличие от импрессионистов-живописцев Р. всегда склонялся к такому "метафизическому" пониманию художеств, творчества, к вневременным, общечеловеческим сюжетам; вместе с тем он всегда сохранял известную определённость форм и придавал особенное значение их фактурной осязаемости как важному средству заострения образа. Всё же утрата чувства монументальности отличает такие работы Р., как памятники В. Гюго (мрамор, 1886-1900) и О. Бальзаку (бронза, 1893-97; установлен в 1939) в Париже, проект "Башни труда" (гипсовая модель, 1899). В то же время Р. продолжал создавать портретные бюсты, отличающиеся остротой и цельностью передачи характера человека, его внутр. мира (бюсты: Ж. Далу, 1883, А. Рошфора, 1897). Особую художеств. ценность представляют динамичные и лёгкие по исполнению рисунки и офорты Р. Варианты всех названных скульпт. произв. Р. (в гипсе, бронзе, мраморе) находятся в Музее Р. в Париже, а также во мн. др. музеях мира.

Творчество Р. составило эпоху в истории скульптуры; сохраняя верность ро-мантич. традиции, безусловно принадлежа реализму (особенно психологически проникновенными портретами), соотносясь с импрессионизмом и символизмом, оно дало импульсы творческим исканиям различных по направленности мастеров скульптуры 20 в., учеников Р. Среди них: А. Бурдель, А. Майель, Ш. Деспьо, А. С. Голубкина.

Илл. см. на вклейке, табл. VIII (стр. 112-113).

Лит.: Терновец Б., Роден, Л., 1936; Роден. Сб. ст. о творчестве, пер. с нем. и франц., М., 1960; Вейс Д., Опост Роден, М., 1969; Goldscheider С., Rodin, v. [1-2], Р., [1964].



РОДЕНБАХ (Rodenbach) Жорж (16.7. 1855, Турне,-25.12.1898, Париж), бельгийский писатель. Писал на франц. яз. Выходец из знатной семьи. Получил юри-дич. образование. Участник лит. группы "Молодая Бельгия". Позднее жил в Париже, был связан с франц. символистами (сб-ки стихов "Чистая юность", 1886, "Царство безмолвия", 1891; "Замкнутые жизни", 1896; "Отблески родного неба", 1898; романы "Мёртвый Брюгге", 1892, "Звонарь", 1897).

Находясь в консервативно-романтич. оппозиции к бурж. цивилизации, Р. противопоставлял ей эстетику прошлого, застывшего: образы мёртвых городов старой Фландрии, неподвижную жизнь и традиц. быт их обитателей. Творчество Р. насыщено католич. символикой и ре-лиг, мистикой. Поэту социального пессимизма, с одной стороны, был близок христ. идеал страдания; с др. стороны, его привлекала сценичность католич. культа. Доминирующее настроение поэзии Р.- тихая печаль, грусть одиночества, влечение к небытию. Стих Р. строится на полутонах, на воссозданий зыбкости очертаний. Насыщенный сложными тропами, изысканно-утончённый, он лишён, однако, нарочитой зашифро-ванности, свойственной многим франц. символистам. Виртуозно используя традиц. размеры, Р. тяготеет к классич. чёткости и прозрачности выражения художеств, идеи.

Соч.: CEuyres, t. 1 - 2, P., 1923 - 25; Choix de poesie, avec notice biographique de P. Maes, P., [1949]; в рус. пер.- Полн, собр. соч., т. 1 - 5, М., 1909 - 10; [Стихи], в сб.: Молодая Бельгия, т. 1, М.. [1908]; Французские лирики 19 в., пер. В. Брюсова, СПБ, [1909].

Лит.: Веселовская М., Ж. Ро-денбах, М., 1917; А н д р е е в Л., Ж. Ро-денбах, в его кн.: Сто лет бельгийской литературы, М., 1967, с. 271 - 92; М i r v a l J., Le poete du silence: G. Rodenbach, Brux., 1940; Maes P., G. Rodenbach, Gembloux, 1952; Grisay A., Bibliographie des editions originales de Rodenbach, в кн.: Le Livre de l'Estampe, Brux., 1965. Б. Л. Раскин.



РОДЕПОРТ-МАРАЙСБУРГ, город в ЮАР, в пров. Трансвааль; см. Рудепурт-Маребург.



РОДЕС, Иоганн де (г. рожд. неизв.-ум. 31.12.1655), шведский торговый представитель в Москве, автор соч. о России 17 в. В 1647 был прикомандирован к швед. посольству в Москве с целью изучения рус. торговли. Р. направил своему правительству большое количество донесений, содержащих ценные данные о внутренней и внешней торговле России, с точным указанием цен, объёма экспорта и импорта и т. д. Наиболее детальным является "Подробное донесение о происходящей в России коммерции" (окт. 1653). Донесения Р. хранятся в Государственном архив