| ь с меновой. Не понимая обществ, природы стоимости, Р.-Я. полагал, что в качестве непосредственной меры стоимости может выступить (при условии эквивалентного Обмена) труд. В этой связи он предлагал "конституировать" стоимость товаров путем её законодательного выражения непосредственно в рабочем времени, что должно быть дополнено выпуском т. н. рабочих денег. Оспаривая первенство в решении ряда политэкономич. проблем у К. Маркса, Р.-Я. вместе с тем не понимал природы абстрактного труда, создающего стоимость, не мог дать науч. объяснения механизму образования прибавочной стоимости. Прибавочный продукт он называл рентой, к-рая, по его мнению, распадается на прибыль и земельную ренту; не смог поставить проблему превращения стоимости в цену про-из-ва и правильно объяснить факт существования средней нормы прибыли.
Соч.: в рус. пер.- Первое социальное письмо к фон Кирхману, [СПБ, 1906]; Социальные письма к фон Кирхману. Письмо второе н третье, Соч., в. 1, СПБ, [1904]; Четвёртое социальное письмо к фон Кирхману, СПБ, 1906; К познанию нашего государственно-хозяйственного строя, [Л.], 1935; Экономические сочинения, [Л.], 1936.
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1 - 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23 - 25; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"), там же, т. 26; Энгельс Ф., Маркс и Родбертус, там же. т. 21; его же, Предисловие ко второму изданию "Капитала", там же, т. 24; его же, [Письмо] Бебелю, 22 декабря 1882, там же, т. 35; П л е х а н о в Г. В., Экономическая теория Карла Родбертуса-Ягецова, Соч., т. 1, М.- П., 1923; История экономической мысли, 2, [М.], 1964, с. 319-24. И. Т. Лащинский,
РОДЕВИЧ Вячеслав Михайлович (18.2. 1878, Петербург, -24.3.1942, Ленинград), советский гидролог и гидротехник. Доктор технлч. наук (1937). В 1930-38 профессор Ленинградского политехнического ин-та. Окончил Петерб. ин-т инженеров путей сообщения (1901). Работал в Управлении внутренних водных путей Мин-ва путей сообщения (с 1911 зав. отделом водных исследований России). В 1901 - 18 под рук. Р. были проведены исследования рек бассейнов Сунгари, Енисея, Лены, рек Кавказа, Карелии, Днепровско-Балтийского, Камско-Печёрского, Лаче-Кубенского, Обь-Енисейского водных соединений. В 1921-27 возглавлял комплексные изыскания при стр-ве Волховстроя и Свирьстроя, в результате к-рых были выработаны основы новой методики исследований для гидротехнич. стр-ва; с 1929 заведовал речным отделом Гос. гидрологич. ин-та, где возглавлял работы по составлению "Водного кадастра СССР" и разрабатывал методы количественных и качественных характеристик рек СССР и их классификацию.
Соч.: Сунгари от истока до впадения в Амур, ч. 1-3, СПБ. 1906; Очерк реки Сунгари, СПБ, 1908; Очерк Урянхайско-о края (Монгольского бассейна реки Енисея), СПБ, 1910 (Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог, в. 24).
Лит.: Блнзняк Е. В., Иванов П. В., Памяти В. М. Родевича, "Метеорология и гидрология", 1953. № 2.
К. Г. Тихюцкий. А. И. Чеботарев.
РОДЕЗИЯ СЕВЕРНАЯ, см. Северная Родезия.
РОДЕЗИЯ ЮЖНАЯ, см. Южная Родезия.
РОДЕН (Rodin) Рене Франсуа О г ю с т (12.11.1840, Париж,- 17.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. Сын мелкого чиновника. Учился в Париже в Школе рисования и математики (в 1854-57) и у А. Л. Бари в Музее естеств. истории (1864). В 1864-71 работал в мастерской А. Карье-Беллёза. Выполнял модели мелкой декоративной пластики (в т. ч. для фарфора Севрской нац. мануфактуры). В 1871-77 оформил монументально-декоративной скульптурой ряд зданий Брюсселя. В 1875 посетил Италию, где увлёкся иск-вом Микелан-джело, Донателло и Л. Гиберти. С 1877 изучал памятники франц. готики. Зрелым мастерством отмечены уже ранние работы Р. (напр., голова "Человека со сломанным носом", 1864). Статуе "Бронзовый век" (1877), олицетворяющей пробуждение человечества, его смятение перед грядущим, и проникнутой пафосом пророчества статуе "Проповедующий Иоанн-Креститель" (1879) в полной мере присущи характерные для Р. в дальнейшем смелость образных и пластич. исканий, филос. глубина замысла, острая жизненность в передаче сложного движения и энергичная моделировка объёмов. В 1884-88 Р. создал для г. Кале группу "Граждане Кале" (бронза, установлена в 1895), изображающую жителей Кале, к-рые жертвуют собой ради спасения родного города (во время его осады англ, королём в сер. 14 в.). Драматич. звучание всей сцены в целом, её противоречивая эмоциональная атмосфера, ощущение духовной напряжённости героев, лаконичная и в то же время глубокая характеристика каждого из них рождаются благодаря беспокойному дробному ритму композиции, резким контрастам статичных фигур и фигур, полных динамики, противопоставлению весомости масс экспрессии поз и жестов. С 1880 и до конца жизни Р. работал над большой горельефной композицией "Врата ада", навеянной "Божественной комедией" Данте, мотивами антич. мифологии, библейских легенд, поэзии Ф. Вийо-на и современной Р. поэзии и символически воплощавшей мир человеческих страстей.
О. Роден. Ж. Роденбах.
Отд. темы этой |