| е сопутствующих жанров (эпос движется от эпопеи, идиллии, басни к роману, повести, рассказу), в преимуществ, связях с теми или иными направлениями (напр., классицизм принижает значение лирики, к-рая восстанавливается в правах романтизмом), во взаимопроникновении исконных родовых свойств (появляется лиро-эпич. поэма, лирич. и эпич. драма; актуальным становится различение эпоса и эпического, лирики и лирического, драмы и драматического как родовых форм и родов содержания, к-рые освобождаются от однозначной взаимозависимости и вступают в разнообразные сочетания между собой). Роман, свободно вбирающий в повествоват. структуру диалог, авторскую медитацию, несобственно-прямую речь и сказ (две новые речевые формы, по-иному связывающие субъекта с объектом высказывания, чем тра-диц. Р. л.),- пример совр. художественно-родового синтеза (на эпич. основе), так же, как кино- и телесценарий (почему их и выделяют иногда в особые Р. л.). После долгого периода размежевания и обособленности, последовавшего за первонач. синкретизмом, Р. л. в лит-ре 20 в. тяготеют к интеграции: эпич. дистанция, лирич. изоляция, драматич. коллизия, воплощавшие эстетич. комплекс разобщённости и противостояния человека и мира, уступают место поискам новых словесных структур, преломляющих более подвижные и относит, границы между субъектом и объектом художеств, высказывания (причём, если в совр. реализме это выражается в повышенном интересе к "человеческому документу" и использовании традиций фольклорного синкретизма, то в модернизме - приводит к полному стиранию различий между сознанием и реальностью в лит-ре "потока сознания" и в мифотворчестве).
Традиция родового членения лит-ры была заложена Аристотелем ("Об искусстве поэзии") и продолжена франц. классицизмом, канонизировавшим различия Р. л. в духе нормативной поэтики (франц. "genre" - источник рус. терминов "род", "вид", "жанр"), а также нем. классич. эстетикой (от Гёте до Гегеля), давшей им содержательную-спи-ритуалистич., логич. и гносеологич.- интерпретацию, развитую в России В. Г. Белинским. В 20 в. наряду с экзистенциально-психологич. и формально-структурными толкованиями Р. л. (Э. Штайгер - Швейцария, К. Бёрк - США и др.) в зап. критике распространено негативное отношение к этой категории (Б. Кроме), будто бы навязанной эстетике догматич. рационализмом и непригодной для постижения единичных, неповторимых художеств. феноменов; применительно к задачам "новой критики" понятие Р. л. трактует чикагская школа ("неоаристотелианцы"). В сов. эстетике разрабатываются проблемы содержательности и историч. изменчивости Р. л., их места в системе иск-в (см., напр., кн.: Теория литературы. Основные про-
блемы в историческом освещении, кн. 2, М., 1964).
Лит.: Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957; Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971; Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Поли. собр. соч., т. 5, М., 1954; Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Г а ч е в Г. Д., Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр, М., 1968; Каган М. С., Морфология искусства, Л., 1972; S t a i g e r Е., Gnmdbegriffe der Poetik, 8 Aufl., Z.- В., 1968; Frye N.. Anatomy of criticism, Princeton - New Jersey, 1957.
М. Н. Эпштейн.
РОД ПОВЕРХНОСТИ, число, характеризующее порядок связности поверхности. Каждую замкнутую ориентируемую поверхность можно взаимно однозначно и непрерывно отобразить на сферу с р ручками. Число р наз. родом такой поверхности. Так, сфера является поверхностью рода 0, тор - рода 1, крендель - рода 2. Поверхность рода р можно с помощью 2р пар замкнутых разрезов превратить в односвязную поверхность (т. е. поверхность, разбиваемую на две части любой замкнутой кривой, не лежащей на границе поверхности). Напр., тор превращается в односвязную поверхность разрезами, проведёнными по меридиану и параллели. Если поверхность является многогранником с k2гранями, k1, рёбрами и k0 вершинами, то k2-k1+k0=2(1-р) (см. Эйлерова характеристика). Неориентируемую замкнутую поверхность можно представить как сферу с h отверстиями, каждое из к-рых заклеено Мёбиуса листом, h называется родом такой поверхности.
РОД-АЙЛАНД, род-айленд (Rhode Island), порода кур мясо-яичного направления продуктивности. Выведена в США (в штатах Род-Айленд и Массачусетс) в 1840-50 скрещиванием местных кур с завезёнными из Индии палевыми шанхайскими и красно-бурыми малайскими петухами. Помесей скрещивали с бурыми леггорнами. Оперение у птицы на туловище красно-бурое, хвост чёрный с зеленоватым отливом. Петухи весят 3,4-3,5 кг, куры 2,4-2,6 кг. Яйценоскость 170-180 яиц, у отдельных линий 210-215. Р.-а. распространены в США, Канаде, Великобритании, Дании, Австрии, Японии и др. странах. В СССР породу разводят в Новосибирской обл., Ставропольском крае, УССР и Литов. ССР
РОД-АЙЛЕНД (Rhode Island), штат на Атлантич. побережье США, в Новой Англии. Пл. 3,2 тыс. км2. Нас. 947 тыс. чел. (1970). Адм. центр, крупнейший город и главный порт - Провиденс. Р.-А.- самый маленький по территории, но один из наиболее густо населённых (плотность нас. ок. 300 чел. на 1 км2 |