| буржуазии (и части антииспански настроенного дворянства), но и среди крест.-плебейских масс. Кальвинистские консистории стали центрами, сочетавшими проповедь реформац. идей с организац.-политич. руководством массами. В сев. провинциях Нидерландов, где победила революция, была проведена Р.: имущество католич. церкви постепенно конфисковано, католич. вероисповедание заменено кальвинизмом, ставшим здесь офиц. религией (1573-74).
Р. в Англии имела свои отличит, черты. В 16 в. Англия была страной крепнувшего абсолютизма, вступившего в острый конфликт с папством. Итогом этого конфликта был акт 1534 о супрематии (верховенстве), в силу к-poro король стал главой англ, церкви. Англиканская церковь стала гос. церковью, опорой абсолютизма, а англиканское вероисповедание принудительным. Но Р. в Англии, проведённая "сверху", оказалась половинчатой, незавершённой (сохранение епископата и епископских земель, сохранение в культе и вероучении многочисл. элементов католицизма, в частности пышной обрядности, и т. д.). Поэтому обострение социальной борьбы, вызванное сдвигами в экономике страны, и нараставшая оппозиция абсолютизму сопровождались требованием углубления Р. Со 2-й пол. 16 в. в Англии всё больше распространяется кальвинизм, последователи к-рого назывались здесь пуританами. В ходе Английской буржуазной революции 17 века, к-рая, подобно Нидерландской, совершалась под знаменем кальвинизма, пуританская оппозиция распалась на ряд самостоят, партий (см. Пресвитериане, Индепепденты, Левеллеры). С кон. 17 в. кальвинизм в Англии перестал быть политич. течением и его роль ограничивается религ.-идеологич. сферой; гос. церковью осталась англиканская.
Реформац. движение в целом было важным этапом в борьбе с феодализмом. В ряде стран Р. стала формой, в к-рую облекались бурж. революции мануфактурного периода. В результате Р. католич. церковь утратила монопольное положение в Зап. Европе; в странах, где победила (в религ. отношении) Р.,- на части терр. Германии, Швейцарии, в скандинавских странах, Англии и Шотландии, Нидерландах, части Венг. королевства - возникли новые - протестантские - церкви (см. Протестантизм). Секуляризация церк. земель подорвала здесь экономич. могущество католич. церкви. В этих странах Р. удешевила и упростила церк. организацию, придала также божеств, санкцию нормам бурж. практики и морали. В странах, где победила Р., церковь оказалась в большей зависимости от roc-ва, пользовалась меньшей властью, чем в странах господства католицизма, что облегчало развитие науки и светской культуры. Духовная диктатура церкви была сломлена. Р. оказалась последним крупным антифеод, движением, проходившим под религ. оболочкой. Новый этап борьбы с феодализмом проходил уже под знаменем прогрессивных форм светской идеологии (Просвещение и др.).
Лит. Маркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 422 - 423; Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, там же, т. 7; е г о ж е, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; его ж е, К "Крестьянской войне", там же, т. 21; его же, Заметки о Германии, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 10, М., 1948, с. 343-46; С м и-р и н М. М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955; его же, Лютер и общественное движение в Германии в эпоху реформации, в сб.: Вопросы научного атеизма, в. 5, М., 1968; Чистозвонов А. Н., Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI в., М., 1964; Штерн Л., Идеологическая и политическая роль Реформации в прошлом и настоящем, в кн.: Ежегодник германской истории 1968, М., 1969; Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931; Weber М., Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus, Tubingen, 1934; 450 Jahre Reformation, hrsg. von L. Stern trad M. Steinmetz, В., 1967; Die Reformation im zeitgenossischen Dialog. 12 Texte aus den
Jahren 1520 bis 1525, В., 1968; Weltwirkung der Reformation. Internationales Symposium anlasslich der 450-Jahr-Feier der Reformation in Wittenberg..., hrsg. von M. Steimetz und J. Brendler, Bd 1 - 2, В., 1969; Illustrierte Geschichte der deutschen fruhburgerlichen Revolution, hrsg. von A. Laube, M. Steinmetz, G. Vogler, В., 1974; Imbart de la Tour P., Les origines de la Reforme, v. 1-4, P., 1905 - 35; Bibliographic de la Reforme 1450 - 1648, v. 1 - 7, Leiden, 1958 - 1970. А. Н. Чистозвонов, Н. Н. Самохина.
"РЕФОРМАЦИЯ ИМПЕРАТОРА СИГИЗМУНДА", политич. памфлет неизв. автора, появившийся в Германии в кон. 30-х гг. 15 в. Назван именем Сигизмунда I, императора "Священной Рим. империи" в 1410-37. Суть памфлета, представлявшего проект гос. переустройства Германии и выражавшего настроения передовых слоев бюргерства,- обеспечение гос. единства страны на демократич. основе. Важнейшую политич. роль в гос. устройстве памфлет отводил крупным городам, его автор выступал за отмену крепостного состояния и упразднение тяжёлых феод, повинностей, за проведение церк. реформы (сокращение числа духовных лиц и их доходов, ограничение роли церкви и др.). Памфлет |