| ба произ-ва, зарождением новых, капиталистич. отношений и новых классов, обострением социально-политич. противоречий. Р. являлась первым ударом по феодализму. В силу религ. характера ср.-век. идеологии он оказался направленным против церкви, являвшейся неотъемлемой составной частью феод, системы и дававшей религ. санкцию феод, строю. "Для того, чтобы возможно было нападать на существующие общественные отношения, нужно было сорвать с них ореол святости" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Уже гуманистич. движение эпохи Возрождения с его критикой ср.-век. миросозерцания и утверждением принципов бурж. индивидуализма во многом идейно подготовило Р. Не менее важным источником идей Р. были ср.-век. ереси. В еретич. учениях, особенно в тех из них, к-рые развивались в условиях острых социальных столкновений 14-15 вв. (выступления Дж. Уиклифа и лоллардов в Англии, Яна Гуса, а затем чашников и таборитов в Чехии), были сформулированы положения, предвосхитившие мн. идеи Р. 56 в.
Идеологи Р. сформулировали учение о том, что человек для спасения своей (греховной ) души не нуждается в посредничестве церкви (в её католич. понимании),- спасение достигается не внеш. проявлением религиозности (не "добрыми делами"), а лишь внутр. верой каждого в искупительную жертву Христа ("оправдание верой"). Этим отрицалась необходимость католич. церкви со всей её иерархией во главе с папой, духовенства как особого слоя, к-рое, по учению католич. церкви, одно может передать человеку "божеств, благодать" и обеспечить спасение его души; отрицались учение католицизма о "сокровищнице добрых дел", связанные с ним индульгенции и т. д. Реформаторы провозгласили единств, источником религ. истины Священное писание, отрицая в качестве такового Священное предание. Из отрицания феодализированной католич. церкви следовало отрицание церкви как крупного феод, собственника (проведение Р. повсеместно сопровождалось секуляризацией церк. имуществ, прежде всего огромной зем. собственности католич. церкви), монастырей и монашества, церк. десятины и др. поборов; отрицание пышного католич. культа и др. В реформац. движении приняли участие разные классы и социальные группировки, вкладывавшие в критику католич. церкви различное содержание. Бюргерско-бурж. направление Р. было наиболее отчётливо выражено в учениях М. Лютера, У. Цвингли и особенно Ж. Кальвина. Требование упразднения сложной церк. иерархии, пышного католич. культа, почитания икон, святых, ликвидации большого числа религ. праздников было у них по существу требованием создания "дешевой" церкви, более соответствовавшей интересам бурж. бережливости. В бюргерско-бурж. направлении существовало умеренно бюргерское крыло (Лютер), шедшее на компромисс с феодализмом и оставшееся в основном на почве теологии, и радикально-бурж. крыло. Наиболее последовательным выражением последнего был кальвинизм, к-рый дал буржуазии идеологич. оружие и организац. формы (республиканизм) в революц. борьбе с феодализмом, содержал религ. оправдание бурж. морали (учения об абс. предопределении, "мирском призвании" и "мирском аскетизме"). Нар. направление Р. выражало интересы крестьянства и гор. плебейства. Для нар. масс начало борьбы против католич. церкви послужило сигналом к выступлению против самих устоев феод, строя. Наиболее радикальные из идеологов нар. Р., обращаясь к Библии и требуя восстановления раннехрист. равенства членов религ. общин, отрицая церк. иерархию, церк. землевладение, делали выводы о необходимости упразднения всех духовных и светских властей, установления социального равенства и общности имущества. Р. понималась ими в духе грядущего социального и политич. переворота в интересах трудового народа, установления восставшим народом "царства божия на земле" как строя социальной справедливости. Идеи нар. Р. играли большую роль в повсеместно развернувшейся антифеод, борьбе нар. масс. К течениям нар. Р. принадлежали анабаптисты, левое крыло т. н. польских братьев и др.; крупнейшим идеологом и деятелем народной Р. был Т. Мюнцер. В ряде стран реформац. движение было использовано феод, классом (т. н. королевско-княжеская Р., или Р. "в е р-х о в") для укрепления экономич. и политич. влияния королев, власти (скандинавские страны, Англия) или отд. князей (Германия). Проведение Р. "сверху" сопровождалось секуляризацией церк. земель в пользу светской власти; ей всецело были подчинены здесь вновь созданные, отколовшиеся от католицизма церкви. Наконец, в нек-рых странах (напр., во Франции) Р. была использована частью феод, знати в целях борьбы с королев, абсолютизмом.
Центром и исходным пунктом реформац. движения явилась Германия, к-рая благодаря особенностям своего социально-экономич. и политич. развития стала в 1-й четв. 16 в. ареной первого акта бурж. революции в Европе (см. в ст. Германия). Здесь одной из гл. задач антифеод, революции было преодоление феод, раздробленности, установление гос. единства, и в этих условиях выступление против церкви, к-рая беспрепятственно эксплуатировала в пользу папства раздробленную страну и сделалась объектом всеобщей ненависти, приобретало особое значен |