БЭС:
Большая
Советская
Энциклопедия

Слова:

РИТУРНЕЛЬ (франц. ritournelle, итал. ritornello, от ritorno - возвращение).
РОЛЛЯ ТЕОРЕМА, теорема математич. анализа.
САХАРИМЕТР, прибор для определения содержания сахара.
СГУСТИТЕЛЬ, аппарат непрерывного действия.
СЕЙШЕЛЬСКАЯ ПАЛЬМА (Lodoicea maldivica).
РАДИОЭКОЛОГИЯ, раздел экологии.
РАДИЩЕВ Александр Николаевич [20(31).8.1749, Москва,- 12(24).9.1802, Петербург].
СЕТКА (лат. Reticulum), созвездие Юж. полушария неба.
РАМОН-И-КАХАЛЬ (Ramon у Cajal) Сантьяго.
РАСИН (Racine), город на С. США.


Энциклопедия на: букву К, букву М и букву Н; предприятия, организации, фирмы, компании, производства, заводы, ооо.

тростанциях) и потери напряжения (ухудшающие условия регулирования напряжения). В нек-рых электрич. установках Р. м. может быть значительно больше активной мощности. Это приводит к появлению больших реактивных токов и вызывает перегрузку источников тока. Для устранения перегрузок и повышения мощности коэффициента электрич. установок осуществляется компенсация реактивной мощности (см. Компенсирующие устройства).

РЕАКТИВНАЯ СИЛА, реактивная тяга, сила тяги реактивного двигателя; см. Реактивная тяга.

РЕАКТИВНАЯ ТУРБИНА, турбина, в к-рой значит. часть потенциальной энергии рабочего тела (напор жидкости, теплоперепад газа или пара) преобразуется в механическую работу в лопаточных каналах рабочего колеса, имеющих конфигурацию реактивного сопла. У совр. турбин окружное усилие, вращающее рабочее колесо, создаётся суммарным действием силы, возникающей при изменении направления потока рабочего тела в лопаточных каналах ("активный" принцип), и реактивного усилия, развиваемого при возрастании скорости рабочего тела в них ("реактивный" принцип). Отношение кол-ва энергии, преобразованной в рабочих лопатках турбины, ко всему использованному количеству энергии наз. степенью реактивности р (при р = 1 турбину наз. чисто реактивной, а при р = 0 - чисто активной). Практически все турбины работают с какой-то степенью реактивности, однако Р. т. обычно принято наз. только тс турбины, в к-рых по "реактивному" принципу преобразуется не менее 50% всей потенциальной энергии рабочего тела, т. е. у Р. т. р >=1/2.

РЕАКТИВНАЯ ТЯГА, реактивная сила, сила реакции (отдачи) струи газов (или др. рабочего тела), вытекающей из сопла реактивного двигателя. Р. т.- равнодействующая сил давления рабочего тела на ограничивающие его рабочие поверхности двигателя; направлена вдоль оси сопла в обратную сторону относительно вектора скорости истечения рабочего тела.

РЕАКТИВНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛАМПА, то же, что реактивная лампа.

РЕАКТИВНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ТРАНЗИСТОР, то же, что реактивный транзистор.

РЕАКТИВНОЕ СОПЛO, профилированный насадок (патрубок, лопаточный капал соплового аппарата и т. д.), устанавливаемый в трубопроводах (или закрытых каналах) для преобразования потенциальной энергии протекающего рабочего тела (жидкости, пара, газа) в кинетическую. После прохождения Р. с. повышается скорость движения рабочего тела. Впервые такое сопло было применено К. Г. П. Лавалем в 1889 для повышения скорости пара перед рабочим колесом паровой турбины. Теория Р. с. разработана С. А. Чаплыгиным в 1902. Суживающиеся Р. с. используют для создания дозвуковых скоростей истечения (см. Маха число), а сопла с расширяющейся выходной частью ("сопло Лаваля") - для получения сверхзвуковых скоростей. Р. с. применяются в гидротурбинах, паровых и газовых турбинах, в реактивных двигателях, а также в измерительной технике (Вентури труба, расходомер и т. д.).

РЕАКТИВНОЕ ТОПЛИВО, топливо для авиац. реактивных двигателей. В качестве Р. т. наибольшее применение нашли керосиновые фракции, получаемые прямой перегонкой из малосернистых (напр., отечеств. топливо марки Т-1) и сернистых (ТС-1) нефтей. Для произ-ва топлив, обладающих повышенной термич. стабильностью (напр., отечеств. топливо РТ, зарубежные А, А-1, В), фракции прямой перегонки подвергают гидроочистке. В произ-ве Р. т. используются также компоненты гидрокрекинга и демеркаптанизации.

Важнейшими показателями Р. т. являются плотность и теплота сгорания (см. табл.), определяющие дальность полёта. Р. т. должно иметь высокую термич. стабильность, особенно если оно применяется на сверхзвуковых самолётах, в баках к-рых топливо может нагреваться до 150-200 оС и выше. Высокая термич. стабильность достигается очисткой топлива от неуглеводородных примесей (сернистых, азотистых, кислородных соединений), напр. путём обработки водородом (см. Очистка нефтепродуктов). При этом одновременно обеспечивается и низкая коррозионная агрессивность Р. т. К очищенным сортам топлива для повышения их стабильности при хранении добавляются антиокислители (до 24 мг/л) и деактиваторы металлов (6 мл/л). В Р. т. содержится растворённая вода (до 0,008-0,01% при обычных темп-pax), к-рая при изменении условий может выделяться из топлива и вызывать электрохим. коррозию топливной аппаратуры, а также образовывать кристаллы льда. Поэтому в Р. т. вводятся ингибиторы коррозии (см. Ингибиторы химические) (10-45 мг/л) и антиобледенительные присадки (0,1-0,3 объёмного % ); добавляются также присадки, предотвращающие накопление статич. электричества и повышающие противоизносные свойства топлив.

Лит.: Нефтепродукты, под ред. Б. В. Лосикова, М., 1966; Зрелов В. Н., Пискунов В. А., Реактивные двигатели и топливо, M., 1968; Зарубежные топлива, масла и присадки, под ред. И. В. Рожкова, Б. В. Лосикова, М., 1971. И. В. Рожков.

РЕАКТИВНО-ТУРБИННОЕ БУРЕНИЕ, способ проходки вертикальных скважин большого диаметра при помощи реактивно-турбинных буров (РТБ). Применяется для проходки верхних интервалов нефтяных, газовых, водопонижающих, технических, вентиляционных и т. п. скважин, для с