БЭС:
Большая
Советская
Энциклопедия

Слова:

РИТУРНЕЛЬ (франц. ritournelle, итал. ritornello, от ritorno - возвращение).
РОЛЛЯ ТЕОРЕМА, теорема математич. анализа.
САХАРИМЕТР, прибор для определения содержания сахара.
СГУСТИТЕЛЬ, аппарат непрерывного действия.
СЕЙШЕЛЬСКАЯ ПАЛЬМА (Lodoicea maldivica).
РАДИОЭКОЛОГИЯ, раздел экологии.
РАДИЩЕВ Александр Николаевич [20(31).8.1749, Москва,- 12(24).9.1802, Петербург].
СЕТКА (лат. Reticulum), созвездие Юж. полушария неба.
РАМОН-И-КАХАЛЬ (Ramon у Cajal) Сантьяго.
РАСИН (Racine), город на С. США.


Энциклопедия на: букву К, букву М и букву Н; предприятия, организации, фирмы, компании, производства, заводы, ооо.

д), душевную мягкость "Женщины в покрывале" ("Донна велата", ок. 1513, Галерея Палатина), приветливость, обходительность Б. Кастилъоне, близкого друга Р. (илл. см. т. 5, стр. 276), изнеженность папы-эпикурейца Льва X ("Лев X с кардиналами", ок. 1518, Галерея Палатина). В рим. мадоннах Р. настроение идиллии уступает место более глубокому чувству материнства ("Мадонна Альба", ок. 1510-11, Нац. галерея, Вашингтон; "Мадонна ди Фолиньо", ок. 1511-12, Ватиканская пинакотека; "Мадонна в кресле", ок. 1516, Галерея Палатина).

Рафаэль. Капелла Киджн церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме. 1512 -1520. Интерьер.

Самое совершенное произведение Р. - "Сикстинская мадонна" (1515-19, Картинная галерея, Дрезден), гармонически сочетающая в себе настроения тревоги и глубочайшей нежности. В последние годы недолгой жизни Р. был так перегружен заказами, что передоверял выполнение многих из них [фрески в "лоджии Психеи" виллы Фарнезина (1514-18), а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана (1519; илл. см. т. 7, стр. 354)] своим помощникам и ученикам (Джулио Романа, Дж. Ф. Пенни, Перино дель Вага и др.), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами; в этих произв. отчётливо проявляется тяготение к маньеризму. Позднейшим, неоконченным алтарным образом Р. является "Преображение" (1519-1520, Ватиканская пинакотека).

Исключительное значение имеет деятельность Р.-архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте, и Палладио. После смерти Браманте Р. занял должность гл. архитектора собора св. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20). Р. также построил палаццо: Видони-Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей пластикой фасада (оба - в Риме), Папдольфини во Флоренции (строился с 1520 по проекту Р. арх. Дж. да Сангалло), отличающийся благородной сдержанностью форм и интимностью интерьеров. В этих произв. Р. неизменно связывал рисунок и рельеф фасадного декора с особенностями участка и соседней застройки, размерами и назначением здания, стараясь придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуализированный облик. Интереснейшим, но лишь частично осуществлённым архит. замыслом Р., является рим. вилла Мадама (с 1517 стр-во продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным террасным парком.

Рафаэль и Дж. да Сангалло. Палаццо Пандольфини во Флоренции. С 1520.

Хотя Р. и не имел среди своих учеников достойных преемников, его иск-во долгое время сохраняло значение непререкаемого авторитета и образца (его примером вдохновлялись Н. Пуссен, А. А. Иванов и др.). Однако на наследие Р. опирались и защитники академизма, видевшие в его произв. высшие образцы идеализирующего иск-ва; поэтому противники академизма нередко выступали против Р., недооценивая при этом истинные, глубоко реалистич. основы его творчества.

Лит.: Рафаэль Санти. [Альбом. Вступит. ст. А. Габричевского], М., 1956; Алпатов М. В., Этюды по истории западноевропейского искусства, [2 изд., М., 1963], с. 75 - 116; Гращенков В. Н., Рафаэль, М., 1971; Fisсhеl О., Raphael, v. 1-2, L., [1948]; Dussler L., Raffael. Kritisches Verzeich-nis der Gemalde, Wandbilder und Bildteppichen, [Munch., 1966]; Raffaello, v. 1 - 2, Novarа, 1968. ML. В. Алпатов.

РАФИ ИБН ЛEЙСА ВОССТАНИЕ, восстание в Ср. Азии в 806-810 против владычества Аббасидов. По своей идеологич. направленности часть участников восстания во многом была близка идеологии Муканны восстания. Одной из нeпосредств. причин были налоговые притеснения наместника халифа в Хорасане и Мавераннахре Али ибн Исы. В восстании участвовали: часть местных феодалов - дихканов (см. Дехкан), тюрк. кочевые племена степной полосы Ср. Азии, крестьяне. Возглавил восстание крупный землевладелец Рафи ибн Лейс, выступивший против халифа Харун ар-Рашида, видимо, по личным мотивам. Рафи ибн Лейс захватил и укрепил Самарканд, сделав его своей резиденцией. Восстание охватило обл. Шаш, р-ны Самарканда, Бухары, Ходжента, Уструшану, Фергану, Хорезм и некоторые др. В 809 - начале 810 войска Аббасидов (сначала Харун ар-Рашида, затем его сына Мамуна, который стал наместником Хорасана после отставки Али ибн Исы в 809) безуспешно осаждали Самарканд. По мере того как в восстании усилилась активность крестьян, от него стали отходить дихканы, затем тюрк. племена. Рафи ибн Лейс отошёл от восстания. Покинутые руководителями разрозненные крест. отряды в 810 были разгромлены войсками Мамуна.

РАФИЙ, ар-Рафии Абдаррахман (1889, Эль-Мансура,-1966, Каир), египетский историк, гос. и политич. деятель. По профессии адвокат. В 1907-53 в партии "Ватан", один из её руководителей. В 1923-44 депутат парламента, 1944-49 сенатор. В 1949 мин. снабжения. Активный участник нац.-освободит. движения. А