| советский учёный в области механики и процгссов управления, чл.-корр. АН СССР (1966). Чл. КПСС с 1959. После окончания в 1938 теоретического курса Ленинградского ин-та инженеров гражд. возд. флота начал работать в Реактивном н.-и. ин-те (см. Реактивный институт). С 1947 преподаёт в Моск. физико-технич. ин-те (с 1959 проф.). Чл.-корр. Международной академии астронавтики. Ленинская пр. (1960). Награждён орденом Ленина и медалями.
Соч.: Вибрационное горение, М., 1961; Управление ориентацией космических аппаратов, М., 1974 (СОЕМ. с Е. Н. Токарем).
РАФАЛОВКА, посёлок во Владимирецком р-не Ровенской обл. УССР. Расположен на р. Стырь (басс. Днепра).Ж.-д. ст. на линии Ковель - Сарны. Заводы: лесопильный, асфальтовый; мебельная фабрика.
РАФАЭЛЬ [собств. Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)] [26 или 28.3 (по др. данным, 6.4). 1483, Урбино,- 6.4.1520, Рим], итальянский живописец и архитектор. Иск-во Р., привлекающее своей гармоничностью, с наибольшей ясностью воплотило в себе гуманистич. представления о прекрасном и совершенном мире, высокие жизнеутверждающие идеалы красоты, характерные для эпохи Высокого Возрождения.
Р. родился в семье живописца Джованни Санти. В 1500 переехал в Перуджу и поступил в мастерскую Перуджино. Уже в ранних произв. Р., в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого художника ("Сон рыцаря", Нац. галерея, Лондон; "Три грации", Музей Конде, Шантийи; "Мадонна Конестабиле", Эрмитаж, Ленинград; все три - ок. 1500-02). Покинув мастерскую Перуджино, Р. создаёт алтарный образ "Обручение Марии" (1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному построению близкий к фреске Перуджино "Передача ключей"; композицию увенчивает изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным обрамлением изображения. В 1504 Р. отправляется во Флоренцию, где изучает произв. её выдающихся художников (в особенности Фра Бартоломмео и Леонардо да Винчи), а также анатомию и перспективу. В живописи Р. появляется больше действия, но общая система композиции по-прежнему остаётся строго уравновешенной ("Св. Георгий", ок. 1504-05, Нац. гал., Вашингтон). Славу Р. приносят многочисл. алтарные образы; его мадонны 1504-08, полные чистой материнской прелести, либо держат младенца на руках ("Мадонна Грандука", Галерея Палатина, Флоренция), либо сидят на зелёной лужайке, а младенец Христос играет с младенцем Иоанном ("Мадонна в зелени", Художественно-ист. музей, Вена; "Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем", или т. н. "Прекрасная садовница", илл. см. т. 11, табл. IV, стр. 48-49). Менее удалась Р. многофигурная композиция, рассчитанная на драматич. эффект ("Положение во гроб", 1507, Галерея Боргезе, Рим). В 1508 Р. через Браманте получает от папы Юлия 11 приглашение в Рим (для работ в Ватиканском дворце); в Риме мастер ближе знакомится с антич. памятниками, принимает участие в раскопках. Здесь Р. создаёт наиболее капитальное произведение - росписи парадных зал (т. н. станц) Ватиканского дворца. Содержание этих фресок бесконечно шире их офиц. программы (прославление католич. церкви и папы римского): в них воспевается идеал свободы и земного счастья человека, всестороннего развития его физич. природы и духовных сил. В многолюдных, торжественно-величавых композициях станц действие почти всегда происходит на фоне или внутри ренессансных зданий. Р. удалось блестяще связать изображённое пространство с реальным, не создав при этом впечатления обмана зрения. В Станца делла Сеньятура (1509-11; илл. см. т. 9, табл. XVII, стр. 192-193, т. 11, стр. 35) Р. представил 4 области человеческой деятельности: богословие ("Диспута"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, Мера и Сила" с примерами из истории светского и церковного права), а также соответствующие аллегорич. фигуры, библейские и мифологич. сцены (на плафоне). Во 2-м зале (Станца д'Элиодоро, 1511 - 14), где с особой силой проявилось дарование Р. - мастера светотени, находятся фрески на историко-легендарные темы ("Изгнание Элиодора", "Встреча Льва I с Аттилой", "Месса в Больсене", "Освобождение апостола Петра из темницы"). Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях 3-го зала (Станца дель Ипчендио, 1514-1517), что объясняется не только всё большим участием учеников, но и воздействием усиливавшейся реакции, поколебавшей гуманистич. принципы иск-ва Р. К ватиканским фрескам примыкают работы Р. над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы в праздники (1515-16, итал. карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и др. собрания). Духом антич. классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска "Триумф Галатеи" на вилле фарнезина в Риме (1514).
Рафаэль. Автопортрет. 1506. Галерея Уффици. Флоренция.
В Риме достигает зрелости талант Р.- портретиста; в портретах он передаёт прежде всего наиболее устойчивые черты характера персонажей, напр.: сдержанную властность Юлия II (ок. 1511, Галерея Уффици, Флоренция), надменность неизвестного кардинала (ок. 1512, Прадо, Мадри |