БЭС:
Большая
Советская
Энциклопедия

Слова:

РИТУРНЕЛЬ (франц. ritournelle, итал. ritornello, от ritorno - возвращение).
РОЛЛЯ ТЕОРЕМА, теорема математич. анализа.
САХАРИМЕТР, прибор для определения содержания сахара.
СГУСТИТЕЛЬ, аппарат непрерывного действия.
СЕЙШЕЛЬСКАЯ ПАЛЬМА (Lodoicea maldivica).
РАДИОЭКОЛОГИЯ, раздел экологии.
РАДИЩЕВ Александр Николаевич [20(31).8.1749, Москва,- 12(24).9.1802, Петербург].
СЕТКА (лат. Reticulum), созвездие Юж. полушария неба.
РАМОН-И-КАХАЛЬ (Ramon у Cajal) Сантьяго.
РАСИН (Racine), город на С. США.


Энциклопедия на: букву К, букву М и букву Н; предприятия, организации, фирмы, компании, производства, заводы, ооо.

мпозиторы. В 1934 В. Э. Мейерхольд, используя специфич. звуковые средства Р., поставил на радио "Каменного гостя" А. С. Пушкина. Д. Б. Кабалевский написал музыку к радиопоэме "Галицийская жакерия" (на стихи Б. Ясенского) и радиокомпозиции "Дон Кихот" (по М. Сервантесу). С сер. 30-х гг. осн. внимание художеств. радиовещание начинает уделять популяризации достижений лит., сценич. и муз. произв. Созданы спец. лит. отделы и редакция "Театр у микрофона" (1935). В золотой фонд сов. радио вошли записи художеств. чтения и трансформации лучших произв. театра ("Егор Булычёв и другие" М. Горького, Театр им. Вахтангова; "Воскресение" по Л. Н. Толстому, МХАТ, и др.). Широкую известность получили передачи для детей и юношества (режиссёры Р. М. Иоффе, Н. В. Литвинов, Н. А. Герман и др.). Среди лучших звуковых трансформаций художеств. прозы: "Голубая чашка" и "Чук и Гек" по А. П. Гайдару, "Белеет парус одинокий" по В. П. Катаеву, "Приключения Чиполлино" по Дж. Родари, "Стальное колечко" и "Тёплый хлеб" по К. Г. Паустовскому, "Собака Баскервилей" и "Пляшущие человечки" по А. Конан Дойлу, "Певцы" по И. С. Тургеневу, "Золотой ключик" по А. Н. Толстому, "Маленький принц" по А. Сент-Экзюпери, "Пиквикский клуб" по Ч. Диккенсу.

С 1960-х гг. возрастает интерес к радиодраматургии как самостоятельной, созданной для микрофона лит. форме. На студиях поставлены радиопьесы: "День счастливый, мирный" (1967), "Окраина моря" (1969) и "Пять разговоров с сыном" (1971) А. Н. Мишарина, "Февральский ветер" (1966), "Путешествие по реке" (1972), "Засада" (1973) А. Л. Вейцлера, "Ждите нас утром" (1973) и "Сегодня и всегда" (1974) В. А. Сергеева и др. Р. развивается на Украине, в Узбекистане, Казахстане, Латвии, Литве и др. республиках. Значит. успехов Р. достигло в Эстонии (пост. радиопьес А. Лийвеса - "Шаги", 1960, "Пятое купе", 1961, "Стук в дверь", 1964, "Неоконченный портрет", 1971; Р. Каугвера-"Победа", 1958, "Девятый круг", 1961, "60 минут", 1967, и др.). Большой вклад в развитие Р. внесли актёры и режиссёры: Волконский, Гарин, О. Н. Абдулов, В. С. Канцель, В. И. Качалов, М. И. Бабанова, Р. Я. Плятт, А. А. Консовский, В. А. Сперантова, И. В. Ильинский, В. Н. Пашенная, Д. Н. Журавлёв, Д. Н. Орлов, М. М. Названов, 3. А. Бокарёва и др.; активно работают на радио А. Н. Грибов, В. И. Хохряков, А. В. Баталов, М. А. Ульянов, Ю. В. Яковлев, М. И. Казаков и др.

За рубежом среди авторов и режиссёров радиопьес - А. Зегерс, Б. Брехт (ГДР), Г. Бёлль, В. Борхерт, Г. Айх, 3. Ленц (ФРГ), Я. Ивашкевич, Е. Шаняв-ский, 3. Посмыш, Е. Кшиштонь, Д. Мулярчик, И. Иредыньский (Польша), Д. Шош (Венгрия), Ф. Дюрренматт, М. Фриш (Швейцария), Ив. Наввар, Э. Ионеско (Франция), Л. Макнис, X. Пинтер, Д. Купер, С. Беккет (Великобритания), А. Мак-Лиш, О. Уэллс, Н. Корвин (США), И. Бергман (Швеция) и др.

За всё время существования Р. не сложилось общепринятых представлений о жанровой классификации художеств. радиопроизведений. В сов. и зарубежной практике различные по содержательным и формальным признакам словесно-звуковые произв., создаваемые для выпуска в эфир, получают определения радиодрамы, радиокомедии, радионовеллы, радиобаллады, радиомонодрамы, радиомонолога, радиопьесы-диалога, семейной серии (радиороман), романа в звуковом издании, радиокомпозиции и др.

В СССР и др. социалистич. странах Р.- активная сила в строительстве новой действительности, в воспитании нового человека. Р. в Польше, Венгрии, Чехословакии, ГДР, Румынии, Болгарии, Югославии, реалистично, насыщено идеями жизнеутверждения. В капиталистических странах прогрессивное, социально активное Р. развивается в постоянной борьбе с реакционными направлениями в радиодраматургии. Так, "новый хёр-шпиль", "тотальная звукопьеса" (ФРГ), "новая радиодрама" (Великобритания), аудиодрамы и звукопьесы некоторых французских, австралийских и скандинавских авторов возникают в русле таких "антилитературных" течений, как "новый роман", "театр абсурда", "стиль хеппенинг" и др. Выпускается также множество низкопробных "общедоступных" радиопроизв. (в стиле амер. "мыльных опер", финансируемых фабрикантами моющих средств, "пьес ужасов", "полицейских рассказов"), служащих средством отвлечения трудящихся от актуальных социально-политич. проблем, пропагандирующих бурж. идеологию.

Лит.: Белль Г., Семь коротких историй, [Радиопьесы, пер. с нем.], М., 1968; Канат альпинистов. Радиопьесы, М., 1971; Концерт для четырех голосов. Радиопьесы, [переводы], М., 1972; Падение города. Сб. американских радиопьес, пер. с англ., М., 1974; В стороне. Сб. скандинавских радиопьес, [пер.], М., 1974; Зайцев Я., На путях реконструкции радиовещания, "Радиослушатель", 1930, № 27; Миловидов И., Радиопьеса в Америке, там же, 1930, № 22; Смирнов Н., Радиоискусство, там же, 1930, № 14; Канцель В., Звуковой язык - ведущий радиоискусства, "Митинг миллионов", 1931, № 4-5; Вопросы радиодраматургии, [Сб. ст.], М., 1969; Режиссура радиопостановок. [Сб. ст.], М., 1970; Микрюков М., В поисках эстетики радиодрамы, в сб.: Проблемы телевидения и радио, [в. 2], М., 1971; Телевидение и радиовещание за рубежом, [сб. ст.], М., 1973; Giе